Элен Константин. Траффорд Центр. 2002. © Elaine Constantine/Marco Santucci Photography
Элен Константин. Лиз и Норманн. 2002. © Elaine Constantine/Marco Santucci Photography
Элен Константин. Танцевальный зал в отеле Ритц. 2002. © Elaine Constantine/Marco Santucci Photography
Элен Константин. Танго в Ритце. 2002. © Elaine Constantine/Marco Santucci Photography
Элен Константин. Алекс и Иви. 2002. © Elaine Constantine/Marco Santucci Photography
выставка завершилась
Ермолаевский пер. д. 17 (
www.mmoma.ru
Танцевальные сцены предоставляют документальной фотографии мириады возможностей. Ритуал ухаживания, празднество, физические объятия, загадочный и волнующий момент близости между незнакомыми людьми, — перед объективом разворачивается захватывающий спектакль, где есть место для сексуальности, грации и уязвимости; это одновременно фантастический и глубоко личный сюжет, разворачивающийся в общественном месте. Будучи сам по себе крайне интересным визуально, танцзал, специальное ли это помещение или нечто стихийно возникшее, также использовался фотографами, чтобы сказать нечто важное о мире, в котором мы живем.
Любопытно, что в
Общественный резонанс вызвала нашумевшая в прессе фотография Коринны Дей для Vogue (1993), изображающая восходящую модель Кейт Мосс в одиночестве в убогой комнатушке. В
В 2002 г. Элен Константин отошла от занятий фотографией, посвященной молодежной моде, и создала эффектный цикл снимков чайных танцев северо-западной Англии. Это проект очень личный (двое из танцоров — это родители Константин, а многие другие — друзья), продиктованный уважением к их жизненной энергии, неподвластной возрасту, а также к традиции. В «Чайном танце» художница вышла далеко за пределы документалистики, создав серию крупных фотографий, где танцоры застыли в движении, как фигуры на строгих картинах, которые участвуют в старинном и важном ритуале. Заставив танцоров замереть в столь суровой неподвижности, Элен Константин высказалась о статусе фотографии, о ее главной способности — создавать ситуации, останавливать время и запечатлевать их в памяти. Хотя ее несомненным побудительным мотивом было подчеркнуть энергичность и физическую стойкость, присущую преклонному возрасту, эмоционально эти фотографии построены вокруг чувства неизбежной утраты. Появляясь из тени, в совершенстве владея танцевальными движениями, со сцепленными руками и в развевающейся одежде, люди на этих фотографиях вступают на сцену танцплощадки или зала для репетиций почти как статуи, привидения или артисты в меланхолической комедии нравов.
Во многих отношения «Чайный танец» передает состояние фотографии в эти начальные годы двадцать первого века, резюмируя все продолжающиеся споры об отражении реальности. Новую работу Элен Константин, по-видимому, можно отнести к творчеству уже достаточно известной группы мастеров, включающей Ханну Старки, Роджера Баллена, Тома Хантера и других, которые экспериментировали на границе документального образа, вызывая особый интерес у публики и бросая вызов нашим привычным взглядам на фотографию. Как и в серии Ханны Старки «Без названия», созданной в конце
В этих работах — признание замечательного качества фотографии, связанного с возможностью запоминать, быть свидетелем, существовать вместе с призраками. Элен Константин избежала обычного соблазна при изображении старых людей, когда фотографы делают из них героев, либо жертв, и сумела стать участницей исполняемого ими сложного и серьезного ритуала, танца памяти и акта примирения. Как некий торжественный хор старцев, танцоры Элен Константин не бросают вызов времени, но воздвигают ему памятник.
Вэл Уилльямс