Братья Алинари. Лоджия деи Ланци на площади Синьории. Флоренция. 1870-е
Гравер Falheisen. Кампанила Джотто. Из серии «Виды Флоренции». Акватинта. Гравюра с дагерротипа. 1840-e
Братья Алинари. Из серии «Лилия». Флоренция. 1870-е
Братья Алинари. Микеланджело. «Давид». Галереи Академии изящных искусств. Флоренция. 1860-e
Братья Алинари. Групповой портрет у колодца монастыря Чертоза. Флоренция. 1875-1880
Фотоателье Броджи. Пизанская башня. Пиза. 1860-е
Триумфальная арка на площади Свободы. Флоренция. Гравюра Иоганна Якоба Фалькайзена с дагерротипа. 1840-1845. Из альбома «Коллекция видов Тосканы»
Братья Алинари. Понте Веккьо. Флоренция. 1855
выставка завершилась
Мультимедиа Арт Музей представляет заключительную выставку проекта «Grand Tour: Русская версия», которая посвящена видовым и архитектурным фотографиям Флоренции и Тосканы.
Куратор: Анастасия Короткова
Флоренция — родина Возрождения, столица Тосканы, город-музей под открытым небом с неповторимой архитектурой и множеством достопримечательностей. Здесь творили Бенвенуто Челлини, Джотто ди Бондоне, Рафаэль Санти, Пьетро Перуджино, Пьеро делла Франческа, Донателло, Микеланджело Буонарроти и Леонардо да Винчи, внесшие неизмеримый вклад в развитие итальянской и мировой культуры. Флорентинец Данте Алигьери своей великой поэмой «Божественная комедия» создал основы общенационального итальянского литературного языка. Знаменитый портрет самого Данте, написанный Джотто, находится в капелле Палаццо Барджелло.
Благодаря своей истории «город на берегу Арно» стал обязательным пунктом маршрута большого европейского путешествия. Не случайно заключительная выставка проекта «Grand Tour: Русская версия» предлагает зрителям, уже совершившим фотографические путешествия по Риму, Неаполю и Венеции, отправиться во Флоренцию и Тоскану.
Воспоминания о пребывании в «городе цветов» оставили многие известные русские литераторы, художники, общественные деятели XIX века. Федор Достоевский написал здесь большую часть своего романа «Идиот», Петр Чайковский любил бывать во Флоренции и считал ее прекрасным источником вдохновения. В 1871 году в самом центре города — на площади, названной Piazza Demidoff, был установлен памятник российскому промышленнику Николаю Демидову. Во Флоренции Демидов-старший основал дом призрения для сирот и престарелых, жертвовал большие денежные средства на строительство и восстановление храмов. Фасад знаменитого собора Санта Мария дель Фьоре украшен фамильным гербом Демидовых.
В 1850-х годах столица Тосканы становится важным фотографическим центром Италии. Видовые и архитектурные снимки были востребованы путешественниками, которые хотели приобрести «на память» изображения памятников Возрождения. Ранняя история фотографии во Флоренции связана, прежде всего, с двумя семейными предприятиями — Алинари и Броджи. Обе компании занимались видовой и архитектурной съемкой по всей Италии. Джакомо Броджи прославился благодаря фотографиям достопримечательностей городов Тосканы. Его снимки отличает строгость и лаконичность композиции, внимание к архитектурным деталям. С именем Алинари ассоциируется расцвет флорентийской фотографии. Благодаря активной деятельности братьев и контрактам с крупными музеями фирма быстро добилась международного признания. Уже в 1856 году был издан каталог видов Флоренции, Сиены и Пизы. Кроме того, Алинари сыграли важнейшую роль в распространении фоторепродукций произведений итальянского искусства. Их фотографические работы были высоко оценены выдающимися искусствоведами эпохи, в том числе и Джоном Рёскиным.
Одновременно с Алинари и Броджи во Флоренции работали француз Альфонс Берно и англичанин Джованни Брэмптон Филпот. Паоло Ломбарди, Джулио Росси, Селестино Дегуа и фотограф из Милана Луиджи Саччи запечатлели главные памятники Пизы, Сиены и Генуи.
В середине XIX века чрезвычайную популярность приобрели гравюры из серии «Живописные путешествия», созданные с дагерротипов и посвященные архитектурным памятникам Европы. Выставку открывают акватинты из альбома ‘Recueil de Vues Principales de la Toscane’ («Коллекция видов Тосканы»), изданного в Милане в 1840-1845 годах. Эти гравюры были созданы с первой итальянской дагерротипной серии видов Флоренции, Пизы и Ливорно.
Представленные на выставке фотографии привезены русскими путешественниками, побывавшими во Флоренции во второй половине ХIХ века. Благодаря им мы имеем возможность познакомиться с замечательными работами первых флорентийских фотографов.
Генеральные радиопартнеры |
Стратегические информационные партнеры |