Каролин Йорт и Риитта Иконен. Из проекта «Глаза, как блюдца». Астрид I. Норвегия. 2011 © Каролин Йорт и Риитта Иконен
Каролин Йорт и Риитта Иконен. Из проекта «Глаза, как блюдца». Андреа. Гебриды. 2019 © Каролин Йорт и Риитта Иконен
Каролин Йорт и Риитта Иконен. Из проекта «Глаза, как блюдца». Карин. Норвегия. 2019 © Каролин Йорт и Риитта Иконен
Каролин Йорт и Риитта Иконен. Из проекта «Глаза, как блюдца». Пол. Норвегия. 2011 © Каролин Йорт и Риитта Иконен
Каролин Йорт и Риитта Иконен. Из проекта «Глаза, как блюдца». Бенгт II. Норвегия. 2011 © Каролин Йорт и Риитта Иконен
Каролин Йорт и Риитта Иконен. Из проекта «Глаза, как блюдца». Брит. Норвегия. 2018 © Каролин Йорт и Риитта Иконен
Каролин Йорт и Риитта Иконен. Из проекта «Глаза, как блюдца». Эйнар. Норвегия. 2019 © Каролин Йорт и Риитта Иконен
Каролин Йорт и Риитта Иконен. Из проекта «Глаза, как блюдца». Эли. Норвегия. 2017 © Каролин Йорт и Риитта Иконен
Каролин Йорт и Риитта Иконен. Из проекта «Глаза, как блюдца». Фиона. Гебриды. 2019 © Каролин Йорт и Риитта Иконен
Каролин Йорт и Риитта Иконен. Из проекта «Глаза, как блюдца». Ингер. Норвегия. 2019 © Каролин Йорт и Риитта Иконен
Каролин Йорт и Риитта Иконен. Из проекта «Глаза, как блюдца». Агнес II. Норвегия. 2011 © Каролин Йорт и Риитта Иконен
Каролин Йорт и Риитта Иконен. Из проекта «Глаза, как блюдца». Скотти. Тасмания. 2019 © Каролин Йорт и Риитта Иконен
Каролин Йорт и Риитта Иконен. Из проекта «Глаза, как блюдца». Синикка. Норвегия. 2019 © Каролин Йорт и Риитта Иконен
выставка завершилась
Манежная площадь, д. 1 (
www.moscowmanege.ru
Каролин Йорт и Риитта Иконен
Глаза, как блюдца
Куратор: Анна Зайцева
При поддержке Посольства Финляндии в Москве
В рамках биеннале «Мода и стиль в фотографии-2021» Мультимедиа Арт Музей, Москва представляет выставку «Глаза, как блюдца». Это первый совместный проект финско-норвежского творческого дуэта Каролин Йорт и Риитты Иконен. Работа над ним началась в Норвегии в 2011 году и продолжается до сих пор.
Источником вдохновения для арт-дуэта послужило изучение фольклора и свойственных ему персонификаций природных явлений, а название многолетнего проекта и этой выставки — «Глаза, как блюдца» — по словам художниц, «заимствовано из народных сказок: в одной рассказывается о собаке с большими глазами, а в другой — про тролля; оба этих персонажа живут под мостом. Столь рискованный способ наблюдения за миром, который они вели, стал для нас символом любознательности, определяющей наше творчество».
За время реализации проекта его главной темой стал человек современной эпохи — те связи, которые он устанавливает с природой сегодня. Каролин Йорт и Риитта Иконен совершили путешествие по пятнадцати странам, изучая наши отношения с окружающим миром и вкладывая в это исследование все свое живое воображение и любопытство.
Люди, которых фотографируют Каролин Йорт и Риитта Иконен, являются полноправными соавторами проекта: объединив художественные навыки в создании скульптур, инсталляций и фотографий, художницы сотрудничают с ними на всех стадиях проекта — от выбора локации до создания головных уборов и костюмов, изготавливаемых из природных компонентов (трав, мхов, водорослей, цветов, веток, камней, ракушек и т. д.). Уникальные костюмы-скульптуры, задействующие детали окружающего ландшафта, позволяют героям почти полностью в нем раствориться. Одинокие фигуры, мастерски вписанные в строгие пейзажи, являются метафорой единства между человеком и природой.
Для участия в проекте Каролин Йорт и Риитта Иконен приглашают самых разных людей, включая пожилых, — одной из важных задач художниц было привлечь внимание к этой уязвимой во многих смыслах социальной группе. Героями съемок становятся вышедшие на пенсию фермеры, рыбаки, зоологи, водопроводчики, парашютисты, оперные певцы, домохозяйки, художники, ученые и др. Художницы находят их через друзей, родственников и газетные объявления, встречают в хозяйственных магазинах, на собраниях обществ садоводов, в бассейнах, центрах для престарелых, на городских улицах и т. д. Произведения, вошедшие в выставку, были сделаны в Норвегии, Финляндии, Исландии, Швеции, Гренландии, на Фарерских островах, во Франции, Англии, США, Японии, Южной Корее, Чехии, Шотландии, Сенегале и Тасмании.
__________________________
При поддержке Норвежского национального музея серия «Глаза, как блюдца» была показана в Музее современного искусства Kiasma (Финляндия), нью-йоркских галереях Chimney и Pioneer Works/Recess, на Международной фотобиеннале в Боготе (Колумбия), в Fotogalleriet и Shoot Gallery в Осло, Художественном центре Grenland (Порсгрунн, Норвегия), на ярмарках NADA Miami и Art Toronto, в токийской галерее Seibu Shibuya, Центре современного искусства Bemis (США), филиалах Финского института в Осло, Париже и Стокгольме, Центре Nordic House в Рейкьявике, Палаццо Боргезе и галерее Del Cembalo в Риме, галереях FACTORY и SEOULLO в Сеуле, на фестивале Landskrona Foto (Швеция), в Национальном музее Гренландии, Центре искусств Salamanca (Тасмания) и др.
В 2017 году независимое издательство Press Publishing выпустило книгу «Глаза, как блюдца». Для работы над ней художницы пригласили завоевавшего многочисленные награды дизайнера Грегера Ульфа Нильсона. Экземпляры первого тиража этого издания производились вручную — под тканью книжных обложек были размещены гербарии, сделанные в дань уважения каждому из участников проекта. Книга была номинирована на премию Paris Photo-Aperture Foundation Photobook Awards в категории «Лучшая дебютная фотокнига», войдя в шорт-лист из 20 изданий, отобранных из почти 1000 претендентов, и получила приз за лучшую обложку среди книг Норвегии. В 2016 году «Глаза, как блюдца» стала лауреатом премии Photocrowd Британского общества геронтологов и награды Nordic Crowdfunding Alliance в номинации «Лучшая краудфандинговая кампания в Норвегии» в категории «Культура и искусство».
Совместная биография:
Каролин Йорт (р. 1980, Норвегия) и Риитта Иконен (р. 1981, Финляндия), начиная с 2011 года, совместно работают над художественными проектами, среди которых «Глаза, как блюдца» (2011 — наст. вр.), «Мир в Лондоне» (2012), «Чулан» (2013), «Время — это корабль, который никогда не становится на якорь» (2014—2018), «Люди „Дроннингенских ворот“» (2018—2019) и «Истории „Финского леса“» (2019 — наст. вр.).
Каролин Йорт — художница, фотограф и писатель, окончила Вестминстерский университет (Лондон), получив степени бакалавра в области фотографии и магистра международной журналистики. Риитта Иконен — художница, в 2008 году окончила Королевский колледж искусств, получив степень магистра в области коммуникационных искусств.
Произведения Йорт и Иконен экспонировались на персональных и групповых выставках в Музее современного искусства Kiasma, Галерее Тейт, на ярмарке NADA Miami, в Национальном музее Гренландии, Центре искусств Salamanca (Тасмания), Олимпийском парке в Лондоне в 2012 году и в Пхенчхане на Олимпийских играх 2018 года.