Юрий Ерёмин. На Чёрном море, Ялтинский р-н, пос. Гаспра, 1928. Собрание Мультимедиа Арт Музея, Москва
Юрий Ерёмин. На Чёрном море, Алушта, 1928. Собрание Мультимедиа Арт Музея, Москва
Юрий Ерёмин. На Чёрном море, Бахчисарай, 1928. Собрание Мультимедиа Арт Музея, Москва
Юрий Ерёмин. Улица в Бухаре, Узбекская ССР, 1928. Собрание Мультимедиа Арт Музея, Москва
до окончания выставки — 29 дней
Московская область, г/о Красногорск, пос. Архангельское, д. 15
arhangelskoe.su
Музей-заповедник «Архангельское» и Государственный музей А.С. Пушкина открывают выставку, посвященную творчеству выдающегося фотохудожника первой половины XX века Юрия Петровича Ерёмина, признанного мастера художественной светописи – пикториальной фотографии.
Будучи участником большого количества выставок, конкурсов и фотосалонов в нашей стране и за границей, он часто становился их лауреатом. Биография и творчество мастера привлекают внимание не только специалистов в области фотографии, но историков искусства и архитектуры, музейного дела.
Несмотря на огромное влияние, которое Ю.П. Ерёмин оказал на искусство фотографии в России и Советском Союзе, его персональные выставки очень редки.
Одна из причин этого – разрозненность творческого наследия мастера, оно «разбросано» по различным музеям и частным собраниям.
Сохранившееся наследие Ю.П. Ерёмина насчитывает более 2000 негативов, огромное количество авторских отпечатков, многочисленные публикации снимков в виде открыток и буклетов, иллюстраций в книгах и периодических изданиях. Но судьба наследия фотографа непроста: у многих творческих работ утрачены авторские названия и датировки, отсутствует провенанс. Вторая причина – недоступность архива. Так, многие документы, которыми пользуются исследователи, известны исключительно в копиях. Факты личной и творческой биографии приходится восстанавливать по крупицам: редким упоминаниями в печати и случайным архивным документам. Третья причина – отсутствие автобиографии и авторизованной развернутой биографии, в результате чего некоторые периоды жизни Ю.П. Ерёмина, особенно 1881–1918 годы, описываются в литературе весьма противоречиво. Да и более поздний период тоже содержит большое количество лакун, которые требуют продолжения исследований.
Замысел выставки в том, чтобы представить Ю.П. Ерёмина как фотохудожника, при этом не теряя из виду другие стороны его работы как фотографа, в том числе точного документалиста, а также биографическую канву. В результате самый значительный по объему раздел связан с усадебной тематикой. Но он не затмевает других направлений, в которых Ю.П. Ерёмин добился значительных успехов и стал признанным мастером-пикториалистом: пейзаж, виды городов, портрет, ню.
Один из разделов выставки посвящен работе Ю.П. Ерёмина в Архангельском. Он снимал усадьбу и в 1920-е годы как фотохудожник и фотограф Общества изучения русской усадьбы, и в середине 1930-х – как сотрудник профессора архитектуры С.В. Безсонова, автора фундаментальной монографии об Архангельском. В фондах музея сохранились несколько десятков фотографий мастера, в том числе ряд стеклянных негативов, один из которых представлен в экспозиции.
На выставке пунктиром представлена «закадровая жизнь» ерёминских снимков, которые становились знакомы широкой публике благодаря – главным образом – публикациям в журналах, научных и научно-популярных изданиях.
Творческая жизнь Ю.П. Ерёмина совпала с непростым периодом советской истории, результаты его творчества зачастую получали диаметрально разные критические, а иногда и идеологические оценки. Отзыв Александра Родченко (1936), что фотохудожник должен «...стойко поклоняться однажды найденной красоте, как Ю.П. Ерёмин», мог соседствовать с определением, что фотограф видит «мир глазами буржуазного фотохудожника» (Л. Межеричер, 1936). Конечно, это не добавляло Ерёмину спокойствия и уверенности в повседневной жизни, хотя его творчество было прекрасно вписано в мировой художественный контекст, ориентировалось на общечеловеческие ценности и личный эстетический опыт. Блестящее чувство композиции и виртуозную технику исполнения автора посетители смогут оценить в оригинальных отпечатках, в преимуществе своем представленных на выставке.
Для более глубокого знакомства посетителей с жизнью и творчеством Ю.П. Ерёмина подготовлены несколько тематических альбомов, развивающих ряд сюжетов, представленных в экспозиции.
Биографические материалы о Ю.П. Ерёмине, впервые собранные в таком объеме и частью впервые вводимые в научных оборот, а также малоизвестные публикации 1920-х – 1930-х годов как самого Ю.П. Еремина, так и о его творчестве, сосредоточены в цифровом формате на специальных планшетах. Там же посетитель сможет найти текст первой биографии Ю.П. Еремина, написанной в 1941 году и до сих пор не опубликованной.
В подготовке выставочного проекта приняли участие:
- Государственный музей-заповедник «Архангельское»
- Государственный музей А.С. Пушкина
- Государственный научно-исследовательский музей архитектуры имени А.В. Щусева
- Государственный историко-художественный музей «Новый Иерусалим»
- Мультимедиа Арт Музей, Москва
- Всероссийский музей А.С. Пушкина
- Центр визуальной культуры Béton
- Политехнический музей
- Государственная Третьяковская галерея
- Государственный музей истории российской литературы имени В.И. Даля
- Историко-краеведческий музей Верхнедонского района Ростовской области
- Музей Московского уголовного розыска
- Российский государственный архив литературы и искусства
- Центральный государственный архив г. Москвы
- Библиотека им. Н.А. Некрасова, Москва
- Михаил Валентинович Золотарев
- Игорь Владимирович Кувырков