М. Кан. Москва праздничная. 1960-е. Собрание автора
Анатолий Болдин. Бабушка и внучек. Собрание автора
Борис Долматовский. Нота «ля». Собрание автора
С. Н. Иванов Московский дворик. Собрание автора
Галина Лукьянова. Деревенская идиллия. Собрание автора
И. Пальмин. С арбитром не спорят. Авторский серебряножелатиновый отпечаток
И. Пальмин. Старый двор. Собрание автора
В.П. Рунов. Любопытство. Собрание автора
Б. Савельев. Первый трамвай. Собрание автора
В.А. Сенин. Скоростной спуск. Собрание автора
Виктор Башкин. На лекции для взрослых
Виктор Башкин. Тревожно-2
Виктор Башкин. Дежурные
выставка завершилась
К 50-летию знаменитого московского фотоклуба «Новатор» Мультимедиа Арт Музей, Москва открывает выставку более полутораста работ шестидесяти фотографов – членов клуба: Анатолия Болдина, Михаила Голосовского, Михаила Дашевского, Анатолия Ерина, Георгия Колосова, Николая Лаврентьева, Галины Лукьяновой, Игоря Пальмина, Бориса Савельева и многих других.
К
Основанный в 1961 году фотографами-прикладниками Александром Хлебниковым и Георгием Сошальским — по сути, первыми рекламными фотографами — клуб привлекал к работе уже сложившихся мастеров, например, Бориса Игнатовича, Александра Гринберга и Сергея Иванова-Аллилуева, но фактически был создан для «повышения квалификации», организации досуга и просто общения фотографов-любителей, многие из которых впоследствии стали профессиональными репортерами и фотохудожниками.
«Они шли сюда, чтобы научиться судить работы друг друга по законам большого искусства, начисто отметая всякого рода конъюнктурные соображения и ложно понимаемую подчас «злобу дня», — отмечает художественный критик В.Метревели.
Уже в середине
На 1960–1970-е годы приходится расцвет любительской фотографии в стране: именно тогда фототехника распространяется достаточно широко, став относительной доступной (фотоаппарат появляется почти в каждой семье), фотографы-непрофессионалы находят время на домашние фотосессии и эксперименты, а государство содержит фотоклубы при предприятиях и Домах культуры. Во время «Оттепели» уже можно было фотографировать все: и обнаженную натуру, и великих мира сего. Но главной темой любительской фотографии остается непридуманный казус — «случай из повседневной жизни», хотя остается место и пейзажной съемке в пикториальном стиле, и динамичным спортивным кадрам, и «дизайнерским» натюрмортам, и аллегорическим композициям, и портретам знаменитостей (Эдита Пьеха, Ролан Быков, Андрей Вознесенский, Илья Эренбург, Анатолий Карпов, Гарри Каспаров).
Снимки членов клуба «Новатор» постоянно собирали престижные награды на российских и всесоюзных конкурсах, получали международные призы. Знаменитая фотография Валентина Полякова «Где бы приводниться?» была удостоена золотой медали на конкурсе «INTER PRESS PHOTO — 77».