Мультимедиа Арт Музей, Москва | Выставки | Фотоавангард 1920-1930-х. Александр Родченко и его современники

Фотоавангард 1920-1930-х. Александр Родченко и его современники

Михаил Прехнер. 
Центральный аэрогидродинамический институт
(ЦАГИ). Аэродинамическая труба. 
Москва, 1934. 
Собрание Мультимедиа Арт Музея, Москва Борис Игнатович. 
Контроллеры (Освобождаемся от иностранной
зависимости). 
Москва, 1930. 
Собрание Мультимедиа Арт Музея, Москва Макс Пенсон. 
На строительстве Ляганского канала. 
Узбекская ССР, 1939. 
Собрание Мультимедиа Арт Музея, Москва Елеазар Лангман. 
Мосторг. Зацепский рынок. 
Москва, конец 1920-х. 
Собрание Мультимедиа Арт Музея, Москва Аркадий Шайхет. 
Утренняя зарядка. 
1927. Собрание Мультимедиа Арт Музея, Москва Александр Родченко. 
Пожарная лестница (вариант). 
Москва, 1925. 
Собрание Мультимедиа Арт Музея, Москва

Михаил Прехнер. Центральный аэрогидродинамический институт (ЦАГИ). Аэродинамическая труба. Москва, 1934. Собрание Мультимедиа Арт Музея, Москва

Борис Игнатович. Контроллеры (Освобождаемся от иностранной зависимости). Москва, 1930. Собрание Мультимедиа Арт Музея, Москва

Макс Пенсон. На строительстве Ляганского канала. Узбекская ССР, 1939. Собрание Мультимедиа Арт Музея, Москва

Елеазар Лангман. Мосторг. Зацепский рынок. Москва, конец 1920-х. Собрание Мультимедиа Арт Музея, Москва

Аркадий Шайхет. Утренняя зарядка. 1927. Собрание Мультимедиа Арт Музея, Москва

Александр Родченко. Пожарная лестница (вариант). Москва, 1925. Собрание Мультимедиа Арт Музея, Москва

Нижний Новгород, 25.01—9.03.2025

до окончания выставки — 30 дней

Русский музей фотографии

ул. Пискунова, 9а
www.fotomuseum.nnov.ru

Поделиться с друзьями

 

О выставке

Главный лозунг Октябрьской революции 1917 года – построение нового мира, преобразование реальности – был услышан и поддержан молодой российской интеллигенцией, литераторами, художниками, режиссерами, композиторами и, конечно, фотографами. Молодое государство нуждалось в быстром переходе в ряды своих сторонников бóльшей части населения страны. Гигантский социальный эксперимент спровоцировал волну художественных экспериментов. В авангарде этого движения был Александр Родченко – живописец, дизайнер, фотограф, активно работавший и в театре, и в кинематографе, и в рекламе. 
Для Родченко фотография – искусство (именно так назывался текст, написанный им для журнала «Советское фото» в 1934 году, но опубликованный впервые только в 1971), обладающее своим изобразительным языком. На тот момент это было утверждением, которое Родченко приходилось доказывать и своим творчеством, и своими теоретическими работами. Родченко призывал своих коллег быть разнообразными и фиксировать мир во множестве возможностей и точек зрения.
Открытые им формальные  фотографические приемы – динамичная диагональная композиция, съемка с неожиданных точек, форсированная перспектива, смелое использование сверхкрупных планов – брались на вооружение не только его учениками и последователями из фотографической секции группы «Октябрь» (Елеазар Лангман, Борис Кудояров, Дмитрий Дебабов, Борис Игнатович, Давид Шулькин, Виталий Жемчужный, Анатолий Скурихин), но и идейными и эстетическими противниками из Российского объединения пролетарских фотографов (РОПФ), а также фотографами, не входившими ни в какие  группы и объединения (Георгий Петрусов, Михаил Прехнер, Яков Халип, Макс Пенсон, Эммануил Евзерихин и др.). 
«Самыми интересными точками современности являются «сверху вниз» и «снизу вверх», и над ними надо работать… Я хочу их утвердить, расширить и приучить к ним», – писал Родченко в журнале «Новый ЛЕФ». 
В октябре 1928 года авторы журнала «Новый ЛЕФ» вошли во Всероссийское объединение работников новых видов художественного труда «Октябрь» – архитекторы братья Веснины, кинорежиссер Сергей Эйзенштейн, художники Александр Дейнека, Густав Клуцис, Соломон Телингатер. В 1929 году была создана фотосекция, которую возглавил Александр Родченко. Романтический взгляд на перемены, происходившие в стране, наполнял живым чувством работы фотографов-авангардистов. 
В 1931 году в Доме печати состоялась выставка членов группы «Октябрь», на которой были показаны фотографии Александра Родченко, Елеазара Лангмана, Бориса Игнатовича, Давида Шулькина, Ольги Игнатович и других. Выставка подверглась жестокой критике. Вот только один из критических пассажей: «Их работы [Родченко, Игнатовича, Лангмана] довольно наглядно демонстрировали тот тупик, в который ведут формалистский и механистический подход к нашей действительности, использование объектов социалистического строительства, главным образом, в целях формалистического трюкачества» (журнал «Пролетарское фото», 1932, №1). 
Родченко был исключен из группы, ее возглавил Борис Игнатович. Впрочем, дальнейшая история фотогруппы «Октябрь» оказалась очень короткой: как и другие творческие объединения, она просуществовала только до апреля 1932 г., когда вышло постановление Политбюро ЦК ВКП(б) «О перестройке литературнохудожественных организаций».
Дальнейшие изменения в общественно-политической жизни страны привели к насаждению в советском искусстве метода социалистического реализма; на долгие годы фотоавангард – самое яркое и живое явление в советской фотографии – был забыт.