Неизвестный автор. Возле московского дома на санках Н. и Ф. Юсуповы. Из собрания Государственного музея-усадьбы «Архангельское»
Шерер, Набгольц и К0. Салон, 1868–1869. Из собрания Государственного музея-усадьбы «Архангельское»
Карл Бергамаско. Портрет З. Н. Юсуповой. Из собрания Государственного музея-усадьбы «Архангельское»
Шерер, Набгольц и К0. Салон, 1868—1869. Из собрания Государственного музея-усадьбы «Архангельское»
Отто. Портрет З. Н. Юсуповой. Из собрания Государственного музея-усадьбы «Архангельское»
Хейман Селег Мендельсон. Елизавета Федоровна (1864—1918), великая княгиня, урожденная принцесса Гессен-Дармштадтская, 1888. Из собрания Государственного музея-усадьбы «Архангельское»
Неизвестный автор. Фотография из альбома с видами Архангельского. Вид на террасы и южный фасад дворца, 1896—1897. Из собрания Государственного музея-усадьбы «Архангельское»
Неизвестный автор. Фотографии из альбома с видами Ярославской губернии и Архангельского. На фотографии: княгиня Зинаида Николаевна Юсупова графиня Сумарокова-Эльстон с сыновьями Николаем и Феликсом. Московская губерния. Ильинское шоссе, 1903. Из собрания Государственного музея-усадьбы «Архангельское»
Неизвестный автор. Фотография из альбома «Красное Село». Интерьер кабинета на красносельской даче князей Юсуповых. Фрагмент. Конец XIX — начало XX века. Из собрания Государственного музея-усадьбы «Архангельское»
Неизвестный автор. Художник В. Серов во время работы над портретом князя Ф. Ф. Юсупова графа Сумарокова-Эльстона с лошадью. Царское Село, 1909. Из собрания Государственного музея-усадьбы «Архангельское»
Неизвестный автор. Фотография из альбома с видами Архангельского.Поварская в восточном флигеле дворца, 1896–1897. Из собрания Государственного музея-усадьбы «Архангельское»
Ф. П. Орлов. Дача князей Юсуповых в Кореизе. Вид с юго-запада, 1880-е годы. Из собрания Государственного музея-усадьбы «Архангельское»
выставка завершилась
Фотоальбом князей Юсуповых
17 мая 2019 — 23 июня 2019
Корпоративный попечитель музея: Норникель
Мультимедиа Арт музей, Москва и Государственный музей-усадьба «Архангельское» впервые представляют выставку фотографий из уникального семейного архива князей Юсуповых, приуроченную к 100-летию со дня основания музея-усадьбы.
Коллекция фотографий в Архангельском — лишь фрагмент огромного собрания князей Юсуповых графов Сумароковых-Эльстонов, которое после революции было рассредоточено по крупнейшим музеям и архивам страны. Она включает работы крупнейших фотографов второй половины ХIХ — начала ХХ века — Л. Лакруа, А. Пазетти, Д. Асикритова, С. Левицкого, К. Бергамаско, А. Деньера, К. Буллы и др. — и охватывает практически все сложившиеся к 1900-м годам направления в фотоискусстве: портрет, пейзаж, видовую и жанровую фотографию. В экспозицию в МАММ вошло более 150 фотографий 1860–1910-х гг., иллюстрирующих жизнь одной из самых знаменитых и знатных семей Российской империи.
Юсуповы владели дворцами в Москве (в Большом Харитоньевском переулке), Санкт-Петербурге (на Мойке и Литейном проспекте), в Царском и в Красном Селе, Кореизе, Париже (вилла в Парк-де-Пренс), Нижней Бретани (замок Кериоле) и др. Однако самым любимым имением семьи было подмосковное Архангельское, название которому дал построенный здесь в XVII веке храм Михаила Архангела.
Архитектурно-парковый ансамбль усадьбы сложился еще при князьях Голицыных, а начиная с 1810 года, когда владельцами стали князья Юсуповы, Архангельское превратилось в один из центров художественной и светской жизни. В летние месяцы в подмосковном имении Юсуповых гостили именитые родственники, друзья, представители творческой элиты и императорские особы.
В мемуарах, написанных в эмиграции и вышедших в Париже, Феликс Юсупов-младший рассказывал: «У меня было множество планов, которые я несомненно бы осуществил, если бы не был должен покинуть свою страну. Я мечтал сделать из Архангельского художественный центр, построив в окрестностях целую серию жилищ в том же стиле для художников, музыкантов, писателей и артистов. Там была бы академия, консерватория и театр. Сам дворец я сделал бы музеем, оставив несколько комнат для будущих выставок».
В начале ХХ века снимки аристократических особняков князей Юсуповых часто публиковались в журналах «Столица и усадьба», «Старые годы», «Мир искусства» и даже выпускались в виде открыток, что позволяло всем желающим познакомиться как с одним из наиболее обширных собраний изобразительного и декоративно-прикладного искусства, так и модными тенденциями в оформлении внутреннего убранства. Юсуповские особняки притягивали внимание богатством и роскошью, а размещенные в них фамильные коллекции были предметом изучения исследователей. Эти фотографии стали частью экспозиции в МАММ.
Особое место на выставке занимает портретная галерея, которая знакомит с нас с членами семьи князей Юсуповых. Отдельного внимания заслуживают фотографии княгини Зинаиды Николаевны Юсуповой, одной из самых красивых женщин высшего света Российской империи. Следуя давней семейной традиции, княгиня занималась благотворительностью. Являясь членом комитета по устройству Музея изящных искусств в Москве, она пожертвовала около 50 тысяч рублей на создание Римского зала музея.
Осень Юсуповы проводили в крымском имении в Кореизе. Построенный на склоне горы, с северной стороны — одноэтажный, а с западной и южной — трехэтажный, дом, словно скала, вырастал над спускающимся к морю парком. Архитектурный облик здания со временем менялся. Светская жизнь не затихала и здесь — этому способствовала близость царской Ливадии и многочисленных великокняжеских летних резиденций. После Февральской революции 1917 года Кореиз стал убежищем Юсуповых вплоть до последних дней пребывания семьи в России. 13 апреля 1919 года вместе с императрицей Марией Федоровной на линкоре «Мальборо» Юсуповы навсегда покинули Родину.
Из завещания. Санкт-Петербург, 31 мая 1900 года.
«Мы, нижеподписавшиеся Князь Феликс Феликсович Юсупов Граф Сумароков-Эльстон и Княгиня Зинаида Николаевна Юсупова Графиня Сумарокова-Эльстон, за себя и за несовершеннолетних детей наших Николая и Феликса, сим изъявляем следующую нашу волю.
В случае внезапного прекращения рода нашего <...> все наше движимое имущество, состоящее в коллекциях предметов изящных искусств, редкостей и драгоценностей, собранных нашими предками и нами и хранящихся в домах наших Петербургском (Мойка 94) и Московском (Трехсвятительский пер. у Красных ворот) и в Подмосковном имении Архангельском, завещаем в собственность Государства в видах сохранения сих коллекций в пределах Империи для удовлетворения эстетических и научных потребностей Отечества.
<...> Выражаем полную нашу уверенность, что боковые наследники наших имений, которым, кроме завещанного нами Государству, останется богатое наследие, охотно подчинятся этой нашей воле на пользу Отечества создать вековой памятник угасшего рода князей Юсуповых».