Неизвестный автор. Письмо домой. Из серии «Духовщинский полк», 1916. Серебряно-желатиновый отпечаток. Собрание МАММ
Неизвестный автор. Торжественное богослужение. Из серии «Духовщинский полк», 1916. Серебряно-желатиновый отпечаток. Собрание МАММ
Неизвестный автор. В разведку на воздушном шаре. Из серии «Духовщинский полк», 1916. Серебряно-желатиновый отпечаток. Собрание МАММ
Неизвестный автор. Поручик Сергей Анин. Из серии «Духовщинский полк», 1916. Серебряно-желатиновый отпечаток. Собрание МАММ
Неизвестный автор. Игра в снежки. Из серии «Духовщинский полк», 1916. Серебряно-желатиновый отпечаток. Собрание МАММ
Фрид Г.З. Минуя проволочные заграждения. Из серии «Духовщинский полк», 1916. Серебряно-желатиновый отпечаток. Собрание МАММ
Корсаков С.А. Германский мародер. Из серии «Первая мировая война», 1915. Серебряно-желатиновый отпечаток. Собрание МАММ
Корсаков С.А. Расстрелянный немец. Из серии «Первая мировая война», 1915. Серебряно-желатиновый отпечаток. Собрание МАММ
Фрид Г.З. Для этих немцев война закончилась. Из серии «Духовщинский полк», 1916. Серебряно-желатиновый отпечаток. Собрание МАММ
выставка завершилась
ул. Казанская, 24
www.elabuga.com
Саратов
Саратовский Областной Дом работников искусств
Самара
Музей Модерна
Горно-Алтайск
Национальный музей имени А.В. Анохина
Кирово-Чепецк
Кирово-Чепецкий музейно-выставочный центр
Казань
Галерея современного искусства ГМИИ РТ
Чебоксары
Чувашский государственный художественный музей
Елабуга
Елабужский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник
Война 1914 — 1918 годов, часто в то время называвшаяся «Великой войной», явилась трагедией мирового масштаба, одним из колоссальнейших вооружённых конфликтов в истории человечества, драмой, которой планета не знала много столетий до этого. События и последствия этой войны были настолько невиданными и шокирующими, что безвозвратно изменили судьбы и мировоззрение миллионов людей, целых наций и поколений. Не случайно, Первую мировую войны считают определяющей вехой практически для всех видов человеческой деятельности, принято заканчивать ею или начинать с нее эпохи в истории, искусстве и т.п.
«Человечество никогда ещё не было в таком положении. Не достигнув значительно более высокого уровня добродетели и не пользуясь значительно более мудрым руководством, люди впервые получили в руки такие орудия, при помощи которых они без промаха могут уничтожить всё человечество». У. Черчилль.
Фотовыставка посвящена 90-летию начала Первой мировой войны. В экспозиции представлены малоизвестные фотографии Сергея Корсакова — военного фотокорреспондента журнала «Великая война в образах и картинах», фотографа из Духовщинского полка и других неизвестных фотографов. Война на выставке предстает в русле популярного с 1970-х годов направления в исторической науке — микроистории, которая не просто интересуется судьбами отдельных людей, зачастую «простых» и на первый взгляд ничем не примечательных, но и старается разносторонне и глубоко показать эпоху через интересные детали и тонкие подробности. Пристальный взгляд исследователя выхватывает «маленького человека» из безудержного и перенасыщенного информацией (особенно сегодня) потока фактов и рассказывает истории отдельных людей, из которых складывается всеобщая, «большая» история. Также и войны состоят не только из важных, поворотных событий и личностей правителей и полководцев, но из линий жизни отдельных военных или их объединений — например, полков и. т.п.
При знакомстве с подобными камерными выставками важно обращать внимание на детали — все они не случайны, заставляют задуматься и глубже погрузиться в эпоху. Вот некоторые из них.
Многие фотографии на выставке представляют собой по форме фотоокрытки. В период Первой мировой войны приостановили производство дорогих видов бристольского картона, на который раньше наклеивались фотографии, да и разнообразие готовых фотоматериалов исчезло. Многие фотографы-любители и даже профессионалы стали использовать заготовки для фотооткрыток — плотную фотобумагу небольшого формата, которую не нужно наклеивать на картон, а компактный и стандартный формат позволял отправлять фотографии по почте или носить с собой.
На некоторых фотографиях на обороте есть штамп о том, что они прошли военную цензуру. Это не просто интересная подробность, но она поднимает очень важную проблему всей репортажной и, в частности, военной фотографии. Первой войной, которую запечатлела фотография, изобретенная в 1839 году, была Крымская война (1853 — 1856 годов). Фотографу Роджеру Фентону по заказу королевы Виктории было поручено запечатлеть войну благородную, где нет места чрезмерно натуралистическим, а значит неэстетическим сюжетам. Предварительная цензура уже была заложена во взгляде фотографа, в выборе сюжетов и постановочности многих кадров. Здесь же, несмотря на последующую цензуру, мы видим искренние — трогательные и трагичные — кадры.
Уникальные фотографии были сделаны благодаря человеческой отваге и мужеству. То, что снимки сохранились — большая удача. Фотографии показывают жизнь на войне, своеобразный «пир во время чумы» — извечную, но неизменно привлекательную тему. Люди ко многому привыкают, приспосабливаются, и жизнь течет своим чередом в любых условиях; они умеют радоваться всем обстоятельствам и находить отраду в любых мелочах. На снимках показаны различные аспекты реальности и повседневной жизни — учения, боевые действия, отдых, развлечения: приезд гостей в полк, работу полевой почты, игру в снежки, армейский театр или празднование рождества. Видны отношения и характеры, в каждой фотографии есть настроение — а выставка в целом заставляет хотя бы отчасти почувствовать дух эпохи.