Эрвин Олаф. Кайф. Из серии «Клуб Пэредайс». 2001. © Эрвин Олаф
Эрвин Олаф. Мэтт. Из серии «Портреты Пэредайс». 2001-2002. © Эрвин Олаф
Эрвин Олаф. Томас. Из серии «Портреты Пэредайс». 2001-2002. © Эрвин Олаф
Эрвин Олаф. Расставание 1. Из серии «Расставание». 2002-2003. © Эрвин Олаф
Эрвин Олаф. Изабелла Р. Из серии «Зрелость». 89. 1999. © Эрвин Олаф
Эрвин Олаф. Темный деним. Из серии «Дизель». 1998. © Эрвин Олаф
Эрвин Олаф. Ди. Из серии «Королевская кровь». 1999-2000. © Эрвин Олаф
выставка завершилась
Ермолаевский пер. д. 17 (
www.mmoma.ru
При поддержке MOTOROLA.
Эрвин Олаф профессионально снимает уже двадцать пять лет и за это время он сумел перейти от положения фотографа — соучастника событий к статусу режиссера, который создает собственную реальность.
Олаф мастерски творит свой мир, будь это отдельная серия фотографий, грандиозные вечеринки или кинопроекты. У Олафа получается порождать воображаемые, но убедительные образы былого, сказок и снов, населенных историческими персонажами, эльфами, карликами, лунатиками и еще Бог знает кем.
Его цель — совершенство, которое может быть достигнуто только путем огромной настойчивости и мобилизации всех сил, снова и снова. Олаф чрезвычайно требователен к своим коллегам, как к тем, кто на виду у публики, так и к тем, кто остается в тени. И тем не менее, все желают работать с ним, потому что он великодушен и стремится разделить свой успех со всеми.
Кеес ван Твист, директор, Музей Гронингер
Зрелость — 10 постеров тысячелетия. 1999
Идея «Зрелости» пришла Эрвину Олафу после того, как он увидел книгу, посвященную американским плакатам с сексапильными красотками («пин-апс»), появившимся в 1950х гг. Представьте себе, что во время съемки фотограф «всего-навсего» вышел из мастерской купить пачку сигарет и вернулся через сорок лет. Ничего не изменилось, только модель постарела на сорок лет. Чтобы найти нужных ему натурщиц Олаф дал объявление. Он использовал все средства, чтобы дать им почувствовать себя как можно сексуальнее, и пришел в восторг, когда их взгляд стал выражать желание, самоуверенность и полную раскованность перед камерой. Далее снимки были подвергнуты цифровой обработке: ногти приобрели более яркий красный оттенок, а фигуры стали более подтянутыми, хотя кожа и была оставлена без изменений. Намерение Олафа — бросить вызов технике ретуширования, столь часто используемой в гламурной фотографии, чтобы скрыть морщины, пятна и прочие физические недостатки.
Королевская кровь. 2000
Портреты, расположенные в хронологическом порядке, изображают следующих исторических персонажей: Юлия Цезаря, римского императора, убитого в результате заговора; Поппею, ревнивую и мстительную жену столь же жестокого императора Нерона, убившего ее в припадке гнева ударом ноги в живот, когда она была беременна; Марию-Антуанетту, которую Французская революция привела на гильотину в 1793 г.; экстравагантного короля Баварии Людвига II, утонувшего при загадочных обстоятельствах; Элизабет или Сисси, императрицу Австрии и королеву Венгрии, заколотую кинжалом анархиста; русскую царицу Александру, расстрелянную большевиками вместе со всей семьей в 1918 г.; трагическую вдову Жаклин Онассис Кеннеди, изображенную «до» и «после» роковых выстрелов в Далласе в 1963 г.; и принцессу Диану (на ее руке можно увидеть логотип той самой машины, на которой она разбилась, стараясь скрыться от фотографов). Олаф привлекал к работе над этой серией исключительно светловолосых и голубоглазых тинэйджеров, украсив их дорогими ювелирными изделиями и аксессуарами. Кровь и раны, в действительности, происходят из мясной лавки. Но они «усилены» искусственной кровью и затем включены в портреты.
Клуб «Рай». 2001
Название серии напрямую отсылает к амстердамскому храму поп-культуры «Парадизо», и, несомненно, не имеет отношения к христианскому раю — хотя именно там произошел первородный грех и было положено начало земным страданиям. Декорации представляют собой копию подвала в «Парадизо», установленную в мастерской самого художника. Идея этой серии пришла к Олафу, когда он проводил время в «Парадизо», веселясь на грандиозной вечеринке, устроенной им в конце 2000 г. Темой праздника был «цирк». Большая часть посетителей нарядилась клоунами. Смешались в кучу дрессированные слоны, рассеченный напополам гном и трансвеститы, одетые для военного парада. Все это создало настолько безумную и абсурдную картину, что Олаф захотел передать ее в серии фотографий. Прямым образцом для них послужила картина Рубенса «Похищение Гипподамии» (Мадрид, Прадо), иллюстрирующая мифологический эпизод нападения кентавра на Гипподамию во время ее свадьбы, который закончился кровавым столкновением между кентаврами и лапифами.
Расставание 2002\2003
После барочного, кричащего «Рая», Эрвин Олаф создал «Расставание», свою наиболее интровертную серию фотографий. Все персонажи одеты с ног до головы в черную, обтягивающую резину, но любые ассоциации с извращенцами здесь совершенно неуместны: одежда, кажется, призвана символизировать ледяное одиночество фигур.
«Расставание» — это также название короткого фильма, который Олаф снял в 2003 г. Мальчик играет, в то время как его мама хлопочет на кухне. Работает телевизор. Домой возвращается папа, они садятся ужинать за стол и вскоре в новостях сообщают о чем-то, что привлекает их внимание. Все трое располагаются перед экраном. На экране появляется слово «Расставание», и фильм начинается сначала.
Рууд Шенк, куратор современного искусства,
Музей Гронингер