до окончания выставки — 48 дней
Николай Полисский и артель «Никола-Ленивецкие промыслы» Электроарт
Куратор: Анна Зайцева
Мультимедиа Арт Музей, Москва представляет выставку «Электроарт» Николая Полисского — одного из самых известных российских художников, основателя крупнейшего в Европе арт-парка «Никола-Ленивец» и уже ставшего культовым фестиваля современного искусства и ландшафтных объектов «Архстояние».
Николай Полисский родился в 1957 году. В 1982-м он окончил Ленинградское высшее художественно‑промышленное училище им. В. И. Мухиной. В 1989 году художник поселился в деревне Никола-Ленивец Калужской области. До 2000 года он работал преимущественно как живописец. В 2000 году во время поездки в Нижний Новгород Николая Полисского посетило видение: сотни снеговиков, стоявших на высоком берегу реки Угра, протекающей рядом с деревней Никола-Ленивец.
Вернувшись в деревню в феврале, Николай Полисский вместе с друзьями Константином Батынковым и Сергеем Лобановым попытались слепить снеговиков на речном склоне, но так как стоял мороз, технически это сделать было сложно. Тогда он спонтанно попросил селян помочь с воплощением проекта. Оставив в деревне схему расположения снеговиков, художник вернулся в город. Через две недели ему позвонили из Никола-Ленивца, сообщив, что «снежный народ» готов. Шеренга из 250 снеговиков, напоминавшая о терракотовой армии китайского императора династии Цинь и одновременно навевавшая воспоминания о Стоянии на Угре 1480 года, была завораживающе прекрасна. Художник сфотографировал снеговиков, которые позднее растаяли под лучами весеннего солнца. Проект имел огромный успех у арт-сообщества, а МАММ в тот же год приобрел фотографии в коллекцию музея.
Сам Полисский считает, что с проектом «Снеговики» он в 43 года заново родился как художник. Живописные ландшафты вокруг деревни Никола-Ленивец стали основным местом создания его арт-проектов. Для них он выбирает только природные материалы, используемые в сельском быту (дерево, лоза, трава, овощная рассада и др.), и с 2000 года работает вместе с художественной артелью, состоящей из жителей деревни Никола-Ленивец. Новая социальная практика, в которой рабочие артели стали полноправными соучастниками и соавторами проектов Полисского, вживание в природу, ее циклы, традиции народной жизни оказались мощнейшим ресурсом творческой энергии для художника, создающего свои, как правило, эфемерные объекты, исчезающие в огне во время традиционных Маслениц в Никола-Ленивце, на которые сегодня собираются тысячи зрителей.
Критик Милена Орлова писала: «Николая Полисского часто называют представителем лэнд-арта, но это определенно не совсем соответствует его идеям. Материал, с которым работает Полисский, совсем иной природы — это не прутья и дерево, а национальная русская мифология, народное сознание с его верой в смекалку, силу и ручной труд».
Работы художника связаны как с русской мифологией, так и с историей искусства, как, например, «Зиккурат» 2001 года — огромный стог сена, напоминающий Вавилонскую башню со знаменитой картины Питера Брейгеля-старшего.
С 2005 года референсами для проектов Николая Полисского становятся также научные и техногенные объекты. Например, его проект «Байконур», показанный в Третьяковской галерее в 2005 году, «Большой адронный коллайдер», созданный для Музея современного искусства в Люксембурге в 2009 году, или «Вселенский разум», реализованный в Никола-Ленивце в 2012 году.
Более двух лет Николай Полисский работал над проектом для МАММ.
«Электроарт» — это пластическая метафора современного мегаполиса, опутанного электрическими проводами, которые протянуты под землей и над землей, пронизывают жилые и производственные пространства.
В XIX веке в науке происходит несколько важнейших открытий, позволивших понять природу электричества. В 1821 году Майклом Фарадеем был продемонстрирован принцип преобразования электрической энергии в механическую энергию электромагнитным полем. В 1876 году Павел Яблочков получил патент на изобретение электрической лампочки. Электричество начинает повсеместно использоваться для приведения механизмов в действие, освещения, отопления, а также для передачи информации. Оно проникает буквально во все сферы бытия. Без него не работают гаджеты, ставшие неотъемлемой частью нашей жизни. Без электричества на серверах не могли бы храниться огромные базы данных. XXI век — эпоха невероятного ускорения темпов научно-технического прогресса. Человеку все сложнее и сложнее осознавать происходящие перемены.
На протяжении тысячелетий люди постигали красоту природы с помощью искусства. Сегодня художники пытаются осмыслить техногенный мир, достижениями которого мы пользуемся, но зачастую не понимаем механизмов их функционирования. «Этот мир для меня безумно сложный, даже переусложненный, — рассказывает Полисский. — Поэтому я пытаюсь как-то с ним подружиться, делая подобный проект».
Создавая «Электроарт», художник апеллировал к знаменитым архитектонам Малевича. Использование уже традиционных для Полисского материалов — дерева и лозы — придает универсальным архетипическим формам определенную теплоту и человечность.
В «Электроарте» Полисский активно работает с цветом. Сам художник определяет эту фантасмагорическую инсталляцию как трехмерную живопись. Здесь он возвращается к собственному живописному опыту, а также к опыту повлиявших на него импрессионистов. Для художника используемые импрессионистами мазки локального чистого цвета — это своеобразные пиксели, фиксирующие мгновения впечатлений от реальности. Пульсация цвета в проекте Полисского — это и попытка визуализировать прохождение электрического тока по проводам, опутывающим мир, и своеобразная кардиограмма эмоциональных переживаний, возникавших у автора в процессе работы над проектом.
По «городу» Николая Полисского, напоминающему лесную чащу, можно и нужно блуждать, в нем даже интересно заблудиться. Он возвращает нам детскую способность воображать и мечтать и детскую же жажду познания мира во всей его полноте.