Иван Петрокович. «Экземпляры». 5-я Уральская индустриальная биеннале современного искусства. Вид экспозиции. 2019. Предоставлено автором.
Иван Петрокович. Кадр из видео «Экземпляры». 2015. Предоставлено автором.
Иван Петрокович. Кадр из видео «Экземпляры». 2015. Предоставлено автором.
Иван Петрокович. Кадр из видео «Экземпляры». 2015. Предоставлено автором.
выставка завершилась
В РАМКАХ XIII МЕЖДУНАРОДНОГО МЕСЯЦА ФОТОГРАФИИ В МОСКВЕ
«ФОТОБИЕННАЛЕ – 2020»
ПРЕДСТАВЛЯЮТ ВЫСТАВКУ
Иван Петрокович
Экземпляры
В рамках программы «ШР в МАММ»
В основе мультимедийной инсталляции «Экземпляры» Ивана Петроковича, выпускника Школы Родченко (мастерская «Проектная фотография» под руководством Владислава Ефимова), лежит популярная среди футурологов концепция технологической сингулярности, получившая развитие в 1990-е годы. Согласно прогнозам ученых, в будущем наступит момент, когда искусственный интеллект обретет возможность самостоятельно мыслить, самосовершенствоваться и в результате во много раз превзойдет интеллект человечества. Появление «сверхразумных» машин, недоступных пониманию людей, в свою очередь, ознаменует начало новой «постчеловеческой» эпохи. Следуя этой теории, в своей работе Петрокович рассматривает проблематику взаимоотношений человеческого и машинного в настоящем моменте.
«Среди теоретиков „технологической сингулярности“ существует идея о „скрытном“ варианте этого события, — рассказывает художник. — Ее суть заключается в том, что переломное событие „обретения“ сложными компьютерными системами самосознания может произойти случайным образом и остаться незамеченным для человечества. В условиях взрывного роста распространения, размеров и сложности таких систем практически во всех отраслях и сферах деятельности для человека становится практически невозможно отличить технический сбой, „глитч“, и сложный паттерн проявления „воли“ машины».
Предметом исследований Петроковича становится урбанистическая среда, ее объекты и коммуникационные системы. Фиксируя помехи в работе городской службы электроснабжения, художник одновременно ставит вопрос об иллюзорности границ между человеческой и машинной автономией. Мерцающие световые сигналы могут являться как случайностью, банальным сбоем в системе управления освещением, так и кодированными сообщениями, содержание и адресат которых остаются неизвестными для человека. В «Экземплярах» город наполнен механическими звуками и неоновым светом, домами с пустыми глазницами окон — все это может показаться отсылкой к эстетике киберпанка, однако автор остается в пределах реального, а не научно-фантастического пространства. Реалистичность происходящего парадоксальным образом заставляет усомнится в том, что на самом деле обозначают глитчи, обнаруженные художником.
Иван Петрокович родился в 1991 году в Екатеринбурге. Живет и работает в Москве. В 2017 году окончил Школу Родченко (мастерская «Проектная фотография» под руководством Владислава Ефимова). Обучался в Международной летней школе фотографии в Латвии (2019). В своих работах Петрокович поднимает вопросы несовершенства методов коммуникации, фундаментальной нестабильности человеческого существования, и их влияния на индивидуальную и коллективную психику. Участник групповых выставок в России и за рубежом, в том числе основного проекта 5-ой Уральской индустриальной биеннале современного искусства (Екатеринбург, 2019); «Масштабная реконструкция. Тело. Время. Контекст» («Бертгольд Центр», Санкт-Петербург, 2018), «Я не робот» («Электромузей», Москва, 2018); «Соединения. Современная российская фотография» (Белград, 2018), «8 уровень» — дипломной выставки выпускников Школы Родченко (ЦСИ «Винзавод», Москва, 2017); «Неофициальный язык» (ЦСИ «Винзавод», Москва, 2016); «20 лет спустя» (фотографический музей «Дом Метенкова», Екатеринбург, 2014).