Александр Гринберг. Трио Кастелио. 1924. Авторский серебряно-желатиновый отпечаток
Александр Гринберг. Портрет (Женщина со звездой). 1923. Авторский серебряно-желатиновый отпечаток
Александр Гринберг. Этюд движения. Группа. 1928. Авторский серебряно-желатиновый отпечаток
Александр Гринберг. Сидящая девушка. 1928. Бромойль, авторский отпечаток
Александр Гринберг. Этюд движения. 1928. Бромойоль, авторский отпечаток
Александр Гринберг. День уходящий. 1923. Авторский серебряно-желатиновый отпечаток
Александр Гринберг. Этюд движения. 1926. Авторский серебряно-желатиновый отпечаток
Александр Гринберг. Вакханалия-I. 1923. Авторский серебряно-желатиновый отпечаток
Александр Гринберг. Купальщица. 1924. Авторский серебряно-желатиновый отпечаток
выставка завершилась
Александр Гринберг
Движение. 1920-е годы
Из собрания Мультимедиа Арт Музея, Москва
28 июня 2019 — 21 июля 2019
Куратор: Елена Мисаланди
Корпоративный попечитель музея: Норникель
В рамках XI Московской международной биеннале «Мода и стиль в фотографии-2019» Мультимедиа Арт Музей, Москва представляет выставку классика российской фотографии, одного из самых ярких мастеров пикториализма Александра Гринберга.
Александр Данилович Гринберг родился в Москве в 1885 году. Окончил физико-математический факультет Московского университета и Строгановское художественное училище — именно там он увлекся фотографией. В 1907 году стал членом Русского фотографического общества (РФО), где познакомился и близко сошелся с группой фотографов-пикториалистов: Сергеем Лобовиковым, Николаем Петровым, Анатолием Трапани, Сергеем Саврасовым и др.
Пикториалисты опирались на живописные каноны, это касалось и выбора сюжетов, и восприятия каждого фотоотпечатка как уникального произведения искусства, появлявшегося в ходе сложной технологической обработки негатива, который был лишь основой для последующего преображения снимка; а также использовали объектив типа «монокль», что позволяло добиться мягкого «живописного» изображения.
Гринберг в совершенстве овладел техникой «благородной» печати, предполагавшей масляную обработку отпечатков (бромойль, гуммиарабик, резинотипия). Стремясь к совершенству, он экспериментировал с фотопроцессами, бесконечно варьировал и нюансировал одни и те же сюжеты и композиционные построения, добиваясь в своих фотографиях небывалых возможностей передачи эмоциональных состояний персонажа и его окружения. «Способ печати масляными красками (типографскими, литографскими) дает простор художественному вкусу. Он позволяет неограниченно усиливать или ослаблять рисунок, совершенно свободно менять его в зависимости от авторского замысла», — писал Гринберг.
В 1909 году Александр Гринберг добился международного признания, завоевав золотую медаль на Международной фотографической выставке в Дрездене, кроме того, его работы были отмечены на многочисленных конкурсах и выставках по всей Российской империи.
В 1912 году фотограф был назначен заведующим павильоном для съемок и лабораторией РФО. По словам Гринберга, в его обязанности также входило «консультировать членов общества при выполнении тех или иных работ, следить за новинками техники, поддерживать сохранность аппаратуры и приборов».
В 1914 году Александру Гринбергу предложили организовать отдел фото-кинорекламы на кинофабрике Александра Ханжонкова в Москве. Там он оборудовал лабораторию, оснастив ее специальными печатными аппаратами «Кодак», и наладил массовый выпуск фотографий. Кроме того, на кинофабрике он впервые попробовал себя в роли оператора, что в последствии оказало огромное влияние на его фотографические опыты с этюдами движения.
В начале Первой мировой войны Александр Гринберг был призван в армию и в 1915 году попал в немецкий плен. Там, по воле случая, в его руках оказались книги по фото-кинохимии и истории фотографии, в том числе издания о немецком пикториализме. Обладая инженерным складом ума, Гринберг взял на вооружение все технические новшества и, по освобождении из плена, воплотил их в своем творчестве.
К 20-м годам ХХ века пикториализм постепенно исчерпал свой эстетический потенциал в мировой фотографии, но обрел второе дыхание в Советской России. В Государственной академии художественных наук (ГАХН) под руководством Бориса Подлузского был создан Фотокабинет, объединивший фотографов-пикториалистов. Помимо Александра Гринберга, в этот круг входили Юрий Еремин, Николай Свищов-Паола, Александр Хлебников и другие. Не желая отступать от своих творческих принципов, фотографы «старой школы» оказывали «тихое сопротивление» как движению модернистов во главе с Александром Родченко, так и набирающему силу соцреализму.
Фотокабинет ГАХН занялся изучением искусства движения, способов его восприятия и отображения в пластических искусствах. Интерес к этой теме вызвал приезд в СССР знаменитой американской танцовщицы Айседоры Дункан, создавшей школу свободного танца. В ГАХН была образована «Хореологическая лаборатория», результатом работы которой стали четыре выставки под общим названием «Искусство движения» (1925–1928), в которых принимал участие и Александр Гринберг.
Экспозиция «Александр Гринберг. Движение. 1920-е. Из собрания Мультимедиа Арт Музея, Москва» знакомит зрителей именно с этим периодом творчества фотографа. В состав выставки вошли съемки пластических этюдов движения студии Веры Майя, реализовавшей в своих постановках идеи Айседоры Дункан, и знаменитые «ню» Гринберга, для которых позировали танцовщицы студии Екатерина Лопатина, Леля Попова, Нина Фролова, а также известная актриса, сценарист и режиссер Маргарита Барская (в замужестве Чардынина) — Гринберг познакомился с ней через ее мужа, режиссера Петра Чардынина, с которым работал в начале 1920-х. Результатом творческого союза Гринберга и Барской стала серия обнаженных этюдов, отражающих исключительное умение фотографа выразить гармонию духовного и телесного, передать естественность модели, опираясь на скульптурные и живописные каноны.
В 1928 году открылась выставка «Советская фотография за десять лет», включавшая более пятидесяти работ Александра Гринберга. Выставка спровоцировала дискуссию «О формализме и натурализме в фотоискусстве», в рамках которой фотографы-пикториалисты подверглись яростным нападкам со стороны ангажированных советских критиков, увидевших в них эстетическую оппозицию советской идеологии.
С конца 1920-х годов во всех областях советской жизни, в том числе в искусстве, начался поиск врагов революционных преобразований. В фотографии «врагами» оказались пикториалисты — им инкриминировалось пристрастие к старому нереволюционному миру, в котором вместо классовой борьбы доминировали иные, буржуазные, с точки зрения советской власти, ценности.
Александр Гринберг попал в число заклейменных официальной пропагандой фотографов. Особенно жесткой критики удостоились его съемки обнаженной натуры. Несмотря на это, Гринберг рискнул представить свои этюды ню на знаменитой выставке 1935 года «Мастера советского фотоискусства». Любопытно, что развеской этой выставки занимался Александр Родченко, сосед Гринберга по лестничной площадке и самый яркий выразитель противоположного направления в фотоискусстве — модернизма, которое также вскоре подверглось критике со стороны властей.
Под абсурдным предлогом распространения порнографии в 1936 году Гринберг был репрессирован и сослан в сталинские лагеря. Наказание Александр Гринберг отбывал в Бамлаге (Байкало-Амурском исправительно-трудовом лагере), где работал фотографом и техноруком в фотобюро управления лагеря. В 1939 году после досрочного освобождения за ударный труд и примерное поведение устроился фотографом в музей Троице-Сергиевой лавры.
После смерти Сталина Александр Гринберг добивался восстановления своей репутации, полагая, что обвинения в его адрес были мотивированы политически. Ему долго отказывали, упирая на то, что он был осужден по «криминальной» статье. Гринберг был реабилитирован только в конце 50-х, ему так и не удалось оправиться от несправедливости и потрясений. Он вел очень тихую жизнь. Как и многие его коллеги-пикториалисты, преподавал на курсах фотографии. Иногда делал съемки по заказу кондитерских фабрик и Дома моделей на Пятницкой. Умер в Москве в 1979 году.