Диана Арбус. Молодой человек в бигудях. Подготовка к ежегодному травести-балу. США, 1966. Серебряно-желатиновый отпечаток. Предоставлено фотоузеем WestLicht, Вена
Диана Арбус. Лауро Моралес, карлик-мексиканец в комнате отеля. США, 1970. Серебряно-желатиновый отпечаток. Предоставлено фотоузеем WestLicht, Вена
Диана Арбус. Это Эдди Кармел, еврей-гигант с родителями в гостиной их дома в Бронксе. США, 1970. Серебряно-желатиновый отпечаток. Предоставлено фотомузеем WestLicht, Вена
Диана Арбус. Однояйцевые близнецы. Розелл, штат Нью-Джерси США, ок.1967. Серебряно-желатиновый отпечаток. Предоставлено фотомузеем WestLicht, Вена
Диана Арбус. Король и королева конкурса танцев для пенсинеров. США, 1970. Серебряно-желатиновый отпечаток. Предоставлено фотомузеем WestLicht, Вена
Диана Арбус. Молодая семья из Бруклина на воскресной прогулке. США, 1966. Серебряно-желатиновый отпечаток. Предоставлено фотомузеем WestLicht, Вена
Диана Арбус. Семья воскресным днем отдыхает на газоне в Вестчестере. Июнь, 1968. Серебряно-желатиновый отпечаток. Предоставлено фотомузеем WestLicht, Вена
Диана Арбус. Новогодняя ёлка в гостиной, Левиттаун. США, 1962. Серебряно-желатиновый отпечаток. Предоставлено фотомузеем WestLicht, Вена
выставка завершилась
Впервые в России МАММ представляет уникальную серию работ великой Дианы Арбус, собранную ею самой в одно портфолио.
10 фотографий за год до самоубийства (1970). Тысячи и тысячи негативов, отпечатков были отсеяны, чтобы выбрать 10 главных работ, которые — каким бы трюизмом это не звучало — стали итогом, сутью, самым главным, и, забегая вперед, самыми узнаваемыми и ценными работами Арбус. «Близнецы», «Гигант» из Джерси, юноша в бигудях — это каноническая Арбус, которая вошла во все учебники по истории и теории фотографии. Но в отличие от очень многих мэтров и корифеев Арбус остается едва ли не самой актуальной, живой и обсуждаемой фигурой в мире фотографии, ее художественная судьба неотделима от личной биографии: надломленность, хрупкость и при этом природная чуткость к любому сбою, отклонению от нормы становятся её главным талантом и бедой, которая на момент создания портфолио стала необратимой (Арбус страдала от клинической депрессии).
Арбус, вероятно, совершила, самую тихую и впечатляющую революцию в истории не только фотографии, но и всего искусства второй половины 20 века: задолго до нее сюрреалисты изрядно потрудились над тем, чтобы открыть в ненормальном, бессознательном, стихийном источник творческой энергии, Арбус же ликвидировала границы между нормой и патологией, между должным и недопустимым, правильным и ошибочным. Она отменила «особенность», внешнюю исключительность, уравняла даже самых дерзких с миром, заставила их раствориться в обыденном потоке. Причем речь идет не только и не столько об этике, сколько о новом видении, о пронзительности фотоглаза, который бьет в самую точку. Убедиться в этом можно этой весной в МАММ. 9 фотографий. Одна стена.