Неизвестный автор. Москва. Кремль. Успенский собор. 1896–1904. Раскрашенный альбуминовый отпечаток. Собрание МАММ.
Геннадий Иванов. В память моей военной службы. 1910-е. Раскрашенный серебряно-желатиновый отпечаток. Собрание МАММ.
Неизвестный автор. Ослик Крошка — талисман солдат британской 26-й пехотной дивизии на Салоникском фронте. 1915–1917. Серебряно- желатиновый отпечаток. Собрание МАММ.
Неизвестный автор. Овчарка в роли военно-морского «дозорного» на крейсере «Девоншир». 1914–1918. Серебряно-желатиновый отпечаток. Собрание МАММ
до окончания выставки — 87 дней
ДЕТЕКТИВНЫЕ ИСТОРИИ ИЗ ЖИЗНИ МУЗЕЙНОГО ХРАНИТЕЛЯ
Кураторы: Анна Зайцева, Мария Лаврова, Лариса Зайцева, Никита Малашенко
Мультимедиа Арт Музей, Москва основывался в 1996 году как Московский Дом фотографии и стал первым музеем в России, который начал последовательно собирать историю отечественной фотографии с момента ее появления до нашего времени. На сегодняшний день собрание насчитывает более 220 000 работ. Фонд музея поделен по хронологическому принципу на коллекции, за каждую из которых отвечает свой музейный хранитель.
Но коллекции недостаточно просто хранить — их необходимо изучать. Фотография начинает свою «музейную жизнь» тогда, когда удается собрать сведения, позволяющие поместить ее в исторический, художественный и культурный контекст. Эту исследовательскую работу ежедневно проводят музейные хранители, которые занимаются, помимо обеспечения сохранности, изучением вверенных им предметов. Результат их труда — весомый вклад в развитие истории искусства, фундамент кураторской работы и научной деятельности музея.
Обычно исследовательская работа скрыта от глаз посетителей. Однако на этой выставке Лариса Зайцева, хранитель фонда, состоящего из более чем 10 500 работ конца XIX – начала ХХ веков, приоткрывает тайны научной «внутренней кухни» музея. Как опытный «детектив» Лариса Зайцева рассказывает о своих самых увлекательных и захватывающих «делах» и реконструирует путь от загадок к разгадкам, чтобы провести по нему посетителей музея. Она показывает, как выглядит изучение фотографий и как проводится их атрибуция.
Атрибуция — это установление авторства снимков, выяснение места и времени их создания. Иногда точную дату создания снимка установить невозможно, но хранитель способен сделать обоснованное предположение о нижней и верхней границе периода, в который могла быть снята фотография.
Если о фотографии на момент ее поступления в фонд известно достаточно много, у хранителя все равно остается огромное поле для исследования. Ему необходимо проверить уже имеющиеся сведения и установить связанные со снимками факты, чтобы современный зритель мог во всей полноте понять историю запечатленных на них героев и событий. Благодаря этой работе малоизвестные места и имена обрастают историями, а известные открываются с новых сторон.
На выставке представлены как снимки классиков российской фотографии, например, Карла Буллы и Максима Дмитриева, так и малоизвестные работы, но с чрезвычайно занимательными историями. В особый раздел выставки вошли избранные фотографии из архивов британских периодических изданий времен Первой мировой войны, переданные в дар музею Рейхан и Ульви Касимовыми, попечителями МАММ.
Этой экспозицией Мультимедиа Арт Музей, Москва открывает цикл подобных проектов, в котором хранители нашего музея поделятся секретами своей работы.