Фрукты, 2008. © Криста ван дер Нит
А, 2009. © Ута Эйсенрейх
Картофель, 2003. © Анушка Бломмерс и Нильс Шумм
Букет V, 2005. © Морис Шельтенс и Лисбет Аббенс
Равновесие оранжевого, розового и желтого, 2008. © Куи Янг
peuk&wijn, из серии «Формалисты», 2011. © Лернерт и Зандер / Предоставлено Нидерландским институтом медиа-арта
Шаги, из серии «Электротехника», 2011. © Лернерт и Зандер / Предоставлено Нидерландским институтом медиа-арта
Угол № 3, 2007. © Йоханнес Шварц
выставка завершилась
площадь Минина и Пожарского, 2/2
Министерство культуры Российской Федерации
Министерство культуры Нижегородской области
Мультимедиа Арт музей, Москва / Музей «Московский Дом фотографии»
Фоам_Музей фотографии города Амстердама
Нижегородский государственный художественный музей
Концепция выставки: Фоам, Амстердам
При поддержке Министерства иностранных дел Нидерландов
Москва
Мультимедиа Арт Музей/Московский Дом Фотографии
Пермь
Пермская Арт-резиденция
Нижний Новгород
Нижегородский государственный художественный музей
Выставка «Натюрморт — современная голландская фотография» Фотомузея Амстердама представляет работы голландских фотографов, относящиеся к классическому жанру — натюрморту. Натюрморт продолжает вдохновлять значительную группу современных (независимых) фотографов, хотя сама концепция жанра была значительно модернизирована и актуализирована. Вдохновленные темами цветов, плодов и суеты сует, художники создают в своих студиях новые миры, в которых лишь изредка попадаются узнаваемые предметы. Независимо от того, чем является конечное произведение — картиной, видео или инсталляцией, содержащей фотографию, — его композиция всегда уравновешивается формой, цветом и светотенью. «Натюрморт» — это не просто особый обзор работ молодых голландских фотографов, целью выставки также является обозначение важности для Фотомузея Амстердама появления новых талантов в фотоискусстве в течение последнего десятилетия.
На протяжении последних десяти лет Фотомузей Амстердама внимательно следил за развитием голландской фотографии и пришел к выводу, что наиболее поразительные и новаторские достижения в данном виде искусства встречаются в основном в мире независимой фотографии. Несколько ведущих фотографов, обучавшихся в Нидерландах и работающих независимо, завоевали международную репутацию влиятельных художников-новаторов. Их работы оказали огромное влияние на развитие голландской фотографии и в плане формы, и в плане визуального языка. Характерной особенностью творчества этих художников является то, что вместо снимков, представляющих натуральную реальность, они делают целиком постановочные фотографии.
Выставка «Натюрморт» представляет различные формы современного натюрморта. Она также показывает путь, пройденный фотографией как самостоятельным видом искусства, и передает господствующую в независимой фотографии атмосферу. Независимо от того, представляет ли собой конечное произведение фото, видео или инсталляцию, в любом из этих случаев форма и содержание произведения целиком выстраиваются его создателем. Выставкой «Натюрморт» Фотомузея Амстердама бросает вызов молодому поколению фотографов, предлагая им создавать новые, необычные интерпретации классических тем.
Мелани Бонайо (р. 1978, Херлен), окончила Академию Геррита Ритвельда (2002). Ее работы издавались в Aperture, Famous Magazine, Capricious, Whitewall, the Volkskrant и NRC Handelsblad. Была номинантом нескольких премий (Encouraging Young Artist Award, 2003 и Shell Young Artist Award, 2002). Произведения Мелани Бонайо выставлялись в Capricious и галерее PPOW в Нью-Йорке (2009), галерее Фетт в Лос-Анджелесе (2008), Амстердамском центре фотографии (2006) и Парижском институте Нидерландов (2005).
Ким Боске (р. 1978, Хилверсюм), окончила Королевскую академию искусств в Гааге (2005). Ее работы выставлялись в Нидерландском музее фотографии в Роттердаме и Амстердамском центре фотографии (2010), в Foam и галерее Рона Мандоса в Амстердаме (2009). Она номинировалась на стипендию Стеенбергена (2005). Публикации в Subbacultcha, журнале Foam, Vrij Nederland, Blend и Kunstbeeld. Работы Боске входят в собрания Музея фотографии Нидерландов и Министерства иностранных дел Голландии.
Анушка Бломмерс (р. 1969, Пюрмеренд) и Нильс Шумм (р. 1969, Наарден), окончили Академию Геррита Ритвельда в Амстердаме (1996). С тех пор они стали популярными портретистами и фотографами моды. Работы Бломмерс и Шумма можно найти в B1vd, Purple, Spin,
Элспет Дидерикс (р. 1971, Найроби), окончила Академию Геррита Ритвельда в Амстердаме (2007) и продолжила обучение в местной Королевской академии изобразительных искусств
Флер ван Додеваард (р. 1983, Харлем), окончила Академию Геррита Ритвельда в Амстердаме (2010). До этого она изучала театральное искусство в Университете Амстердама. Неоднократно выставлялась на фотофестивале в Нью-Йорке (2010) и Artpolacypse Collective Gallery в Амстердаме (2011). В 2011 году Флер ван Додеваард номинировалась на премию Bouw в Beeldprijs.
Ута Эйзенрейх (р. 1971, Фридберг), изучала визуальную коммуникацию в Университете прикладных наук Дортмунда и графический дизайн в Академии Геррита Ритвельда в Амстердаме. Ее работы публиковались в различных книгах и журналах, в том числе в Kunstbeeld, De Witte Raaf и Metropolis M, и выставлялись в Музее Валькенхоф в Неймегене (2011) и Ellen de Bruijne Projects в Амстердаме (2009). Она регулярно выступает в качестве перформаниста, часто с художником Жанной Ивановой. Помимо прочего, Эйзенрейх преподает в Академии Геррита Ритвельда.
Марникс Гооссенс (р. 1967, Леуварден) — известное имя в голландской фотографии. Его работы выставлялись в нескольких местах, в том числе в Доме Джорджа Истмана и Фонде Aperture в Соединенных Штатах (2009), в Huis Marseille в Амстердаме (2008), на Fotohof в Зальцбурге (2007) и в Институте искусств в Чикаго (2005). Фотографии Гооссенса включены в собрания Городского музея в Амстердаме, Муниципального музея Гааги, Музея Фрис в Леувардене, Художественного фонда Акцо Нобель и собрания ABN Amro.
Эва-Фьоре Ковачовски (р. 1980, Берн, Швейцария), изучала дизайн в Базельской школе дизайна и продолжила свое обучение в Академии Геррита Ритвельда, которую закончила в 2006. В том же году она номинировалась на Стипендию Стеенберга, а в 2007 получила премию в одной из номинаций на Photography Award. Работы Ковачовски выставлялись в W139, галерее van Zoetendaal, Foam в Амстердаме, в Музее искусств Базеля, Музее фотографии Винтертур и галерее Higher Picture в Нью-Йорке. Фотографии публиковались в журнале Capricious.
Пол Койкер (р. 1964, Роттердам) — известный и влиятельный голландский фотограф. У него было несколько персональных выставок, в том числе в Музее Бойманса-ван Бёнингена в Роттердаме (2009), Foam (2006), галерее Джеймса Коэна в Нью-Йорке (2002) и музее Фрис в Леувардене (1999). Помимо этого, работы фотографа выставлялись на нескольких групповых выставках в музее Вальхоф в Неймегене (2011), на нью-йоркском Фестивале фотографии (2010), Музее фотографии Ганги (2008), в Национальном центре фотографии в Санкт-Петербурге (2007), в Европейском доме фотографии в Париже (2006). Под его авторством уже вышло девять книг. Фотографии Койкера входят в собрания Музея Бойманса-ван Бёнингена, Муниципального музея в Гааге, Музея Фрис в Леувардене и Нидерландского банка.
Анук Крэутхоф (р. 1981, Додрехт), живет и работает в Берлине. В 2003 году закончила Академию искусства и дизайна в Бреде. Была фотографом-резидентом в Künstlerhaus Bethanien в Берлине
Ивонн Ласет (р. 1980, Леуварден), в 2004 окончила Высшую школу искусств в Утрехте. В том же году получила Стипендию Стеенбергена и Премию Пита Баккера. Ее работы выставлялись в Нидерландах и за границей. В 2009 году Ласет выиграла грант Фонда BKVB и стала художником-резидентом в Берлине. Ее также отобрали для участия в Международном фестивале моды и фотографии в Йере в 2010.
Лернерт Энгельбертс (р. 1977, Нидерланды) и Зандер Плюг (Нидерланды, 1969) представляют собой дуэт художников. Зандер окончил Делфтский технический университет (1993) и получил диплом промышленного дизайнера, а в 2004 — диплом магистра искусств в Институте Сандберга в Амстердаме. Он участвовал в нескольких групповых выставках в Амстердаме, Берлине и Барселоне. Лернерт выступает также как продюсер и автор. Он был продюсером «Driving Miss Palmen», голландского сериала, действие которого происходит в Индии. Кроме того, являлся редактором и автором журнала RE Magazine. Он также опубликовал ‘Real Bad People’ («По-настоящему плохие люди»), свой первый сборник рассказов. Вместе они часто пишут в журнале Butt.
Шарлотт Маркус (р. 1974, Швеция), окончила Академию Геррита Ритвельда (2007). С тех пор она успела стать членом Piece of Cake, европейского сообщества современного искусства. Ее работы публиковались в De Volkskrant, Subbacultcha, Grafik Magazine и др. Маркус помогала в работе нескольким фотографам в
Катя Матер (р. 1979, Хорн), окончила Академию Геррита Ритвельда (2003). Продолжила обучение в Де-Ателье (Амстердама) до 2005. Ее работы выставлялись в нескольких местах, включая Foam, Амстердамский центр фотографии, Галерею Гагосян в Берлине, Музей фотографии Нидерландов в Роттердаме, Галерею Van Zoetendaal, Городское бюро музеев Амстердама, Музей изящных искусств в Кане и Галерею Martin van Zomeren. Ее работы публиковались в Vrij Nederland, NRC Handelsblad, de Volkskrant, журналах Tubelight и GUP и др.
Криста ван дер Нит (р. 1978, Батмен), окончила Академию Геррита Ритвельда (2002). Ее работы выставлялись в Музее Фрис в Леувардене (2002), Амстердамском центре фотографии (2004), Nest/OCR в Гааге (2008), Музее КоБрА в Амстелвене (2009). Она публиковалась в Livraison, Adformatie и Capricious. Также Ван дер Нит выполняла специальные проекты для KesselsKramer, VPRO и Stadsschouwburg Utrecht.
Морис Шельтенс и Лисбет Аббенс работают вместе как дуэт художников. За последние 11 лет их работы выставлялись в Городском музее Амстердаме (2000), галерее van Zomeren в Амстердаме (2004), Музее GEM в Гааге (2006), W139 в Амстердаме (2008), Arti et Amicitiae в Амстердаме (2010) и на других площадках. Их работы публиковались в таких журналах, как Wallpaper, Volkskrant Magazine, Dazed & Confused, Fantastic Man и l’Officiel. Шельтенс и Аббенс работали с Adidas, Hermes, Nike, Tommy Hilfiger и Viktor & Rolf.
Диана Шерер (р. 1971, Лауинген), окончила Академию Геррита Ритвельда (2002). С тех пор живет и работает в Амстердаме как художник. Ее работы демонстрировались на выставках в Галерее van Zoetendaal в Амстердаме (2003), Музее Фрис (2004), Музее Frons Hals в Харлеме (2006), Музее фотографии в Гааге (2008), Fotografiska в Стокгольме, Музее КоБрА в Амстелвене, галерее Seelevel в Амстердаме (2010) и галерее Capricious в Нью-Йорке (2011). В 2006 году художница получила премию Scherer de Gregers Nielsen, а в 2008 номинировалась на одну из премий на Международном фестивале моды и фотографии в Йере. Ее работы публиковались в журналах Volkskrant, Capricious, Harpers Bazar и других.
Йоханнес Шварц (р. 1970, Мюнхен), живет и работает в Амстердаме. С 1995 по 1998 изучал фотографию в Академии Геррита Ритвельда в Амстердаме. Сегодня сам преподает в этой академии. Его работы включались в групповые выставки, в том числе в Голландском павильоне на Венецианской бьеннале, Европейском доме фотографии в Париже, Музее фотографии Нидерландов в Роттердаме, Музее фотографии в Гааге и Erasmushuis в Джакарте. Персональные выставки Шварца проходили в различных местах, включая Галерею van Zoetendaal, De Balie и Foam в Амстердаме, Музей КоБрА в Амстелвене. В 2007 Шварц получил Приз искусств КоБрА. Его работы входят в различные собрания, в частности Городского музея Амстердама и Музея Ван Гога.
Ингмар Свалу (р. 1970, Лоссер), окончила Королевскую академию искусств в Гааге (1995). Работы Свалу публиковались в Elle, Quote, AD Magazine, Hollands Diep, Wallpaper и др. Неоднократно выполняла задания для Westergasfabriek в Амстердаме (1997), Амстердамского центра фотографии (1998), Музея современного искусства в Нью-Йорке (1999). С 2008 преподает в Академии Виллема де Кунинга в Роттердаме.
Марианн Виеро (Копенгаген), окончила Академию Геррита Ритвельда (2005). Продолжила обучение в Künstlerhaus Bethanien в Берлине (2007), а затем в Королевской академии изобразительных искусств в Амстердаме. Произведения Виеро выставлялись в Galena Boavista в Лиссабоне, Self Service в Штутгарте (2011), Проектах Эллен де-Брюне и Huis Marseille в Амстердаме (2010), галерее МК в Берлине (2009), Городском бюро музеев Амстердама (2007) и др. В настоящее время Виеро является резидентом ассоциации «Треугольник искусств» в Нью-Йорке.
Анн де Врис (р. 1997, Гаага), окончила Академию Геррита Ритвельда в Амстердаме (2002). До этого являлась участником программы обмена престижной академии Cooper Union Art в Нью-Йорке. На протяжении многих лет ее произведения демонстрировались на различных выставках искусства и моды, публиковались в книгах и журналах, в том числе в Foam, W139 в Амстердаме, на видеофестивале Scope Hampton в Нью-Йорке. В качестве приглашенного куратора Анн работала на биеннале моды в Арнеме в 2007 году. Ее работы находятся в собраниях Foam и Музея фотографии Винтертур.
Куи Янг (р. 1981, Пекин), окончил Академию Геррита Ритвельда в Амстердаме (2007). Его произведения публиковались в таких журналах, как Capricious, Livraison и Photonews, а также выставлялись в Амстердамском центре фотографии (2010), галерее МК в Берлине (2009), Музее фотографии в Винтертуре и W139 в Амстердаме (2006).
Пегги Франк (р. 1978, Зевенар), училась в
Ганс Греммен (1976, Нидерланды) — графический дизайнер. Среди его произведений есть работы, выполненные для Норвежского отдела современного искусства, Aperture, издательств Darat al Funun и Roma. Последнее время он сотрудничал с такими художниками, как Ринко Каваучи, Элиан Соммерс, Вассинк Лундгрен, Арнуд Холлеман, Марк Мандерс и Яп Шерен. Греммен — один из активных деятелей издательского дома Fw:, специализирующегося на фотокнигах. Он автор и редактор нескольких изданий, в частности «Искусственные цветы в полном цвете» (в сотрудничестве с Япом Шереном, 2009 издательство Fw:), «Объекты в зеркале — воображение американского пейзажа» (издательство Fw:, 2012). Ганс Греммен — режиссер пятичасового фильма о шоссе номер 66 «Дорога-мать» (издательство Fw:, 2012). Недавно художник был награжден золотой медалью конкурса «Красивейшая книга мира» в Лейпциге, выдвинут в шорт-лист Роттердамской премии дизайна 2012 и номинирован на Премию Рима 2013.
Мик Занджик работает, как художник и фотограф. В свое время была ассистентом арт-директора для Tommy Hilfiger, Adidas, L’Officiel, Glamcult и других. Она также разрабатывала дизайн для Bijenkorf, Wallpaper, и British Journal of Photography. Работы Занджик выставлялись в Фоам.