Сольве Сундсбо. Love, весна/лето 2011. © Sølve Sundsbø/Art + Commerce
Эдвард Штайхен. Американский Vogue, декабрь 1923. © 1923 Condé Nast
Джон Ролингс. Американский Vogue, март 1943. © 1943 Condé Nast
Константин Иоффе. Американский Vogue, сентябрь 1945. © 1945 Condé Nast
Дебора Турбевилль. Американский Vogue, май 1975. © 1975 Condé Nast
Клиффорд Коффин. Американский Vogue, июнь 1949. © 1949 Condé Nast
Альберт Ватсон. Американский Vogue, май 1977. © 1977 Condé Nast
Ги Бурден. Французский Vogue, февраль 1955. © Estate of Guy Bourdin. Reproduced by permission of Art + Commerce
Норман Паркинсон. Glamour, октябрь 1949. © Norman Parkinson Limited. Courtesy Norman Parkinson Archive
Питер Линдберг. Итальянский Vogue, март 1989. © Peter Lindbergh
Майлз Олдридж. Итальянский Vogue, сентябрь 2002. © Miles Aldridge
Себастьян Ким. Teen Vogue, январь 2011. © Sebastian Kim
выставка завершилась
В рамках московской международной биеннале «Мода и стиль в фотографии 2015» МАММ представляет выставку «Как рождается мода: 100 лет фотографии из архива «Condé Nast». Фотография моды — прекрасная, эффектная, провокационная, изысканная, волшебная — ассоциируется с рядом громких имен в истории фотографии, таких как Эдвард Штайхен, Хорст П. Хорст, Эрвин Блюменфельд, Ирвин Пенн, Ги Бурден, Уильям Кляйн, Хельмут Ньютон, Херб Ритц и др.
Фотографии моды стали частью нашей культуры. Каждый образ рассказывает ту или иную историю или предлагает пережить некий волнующий опыт — в тоже время воплощает вкус, устремления и мечты своей эпохи. В разные времена понятия красоты, элегантности и сексуальности получали новые трактовки. Так, в 1990-х годах они шли рука об руку со своими противоположностями — неприглядным, шокирующим, отталкивающим. Это нашло отражение и в дизайне одежды, и в фотографии. «Фотографии моды неизбежно оказываются комментарием к идее модности», — писала Сьюзен Зонтаг. Сама «идея» моды меняется в зависимости от эпохи, средства коммуникации и зрителя. От этих факторов зависит, становится ли более важным отношение к одежде или сама одежда, склоняется ли чаша весов в пользу мейнстрима или субкультуры, привлекательности или откровенной сексуальности. Фотография моды парадоксальна: это одновременно творческий и коммерческий жанр: снимки создаются на заказ, но при этом порождают новаторские, экспериментальные художественные образы.
Фотографы моды первых поколений в значительной степени сохраняли контроль над своей продукцией. Постепенно принятие решений перешло к другим людям — редакторам, рекламщикам, продвигающим бренды. Фотограф часто ограничен жесткими рамками: сюжет задан, модель и место съемки определены заранее. Финансовые соображения играют большую роль. Наиболее важные выпуски журналов готовятся с пристальным вниманием. Сегодня редакторы глянцевых журналов с большой осторожностью идут на риск. Новичкам-фотографам нелегко пробиться.
Фотография моды связана с тем, что теоретик и кинематографист Ги Дебор назвал «зрелищем». Но и в наше время, несмотря на усиливающийся диктат индустрии моды и ее экономики, фотографы находят возможность проявить свой творческий потенциал и индивидуальный стиль.
Фотограф моды на протяжении своей карьеры создает огромное количество снимков. Часто ему трудно избежать самоповторов. Сесил Битон считал, что существует два типа фотографов моды: те, кто живут моментом, и те, кто помнят о будущем. Фотографы, чьи работы представлены на этой выставке, бесспорно, принадлежат ко второй категории.
Легендарный издатель Конде Наст, чье имя носит сегодня издательский дом, купил журнал Vogue в 1909 году. Именно он, уже в начале 1910-х годов, привлек к сотрудничеству фотографов и превратил редакции в творческие лаборатории.
Эта выставка включает более 160 винтажных отпечатков, а также оригинальных журналов из архивов издательского дома Condé Nast в Нью-Йорке, Париже, Лондоне и Милане. Она дает возможность познакомиться с творчеством более 80 выдающихся фотографов, создавших и продолжающих развивать историю фотографии моды.
Натали Хершдорфер