Дмитрий Булин. Из серии «Красота за пять долларов». 2022. Предоставлено автором
Дмитрий Булин. Из серии «Мир вверх тормашками». 2021. Предоставлено автором
Дмитрий Булин. Из серии «Мир вверх тормашками». 2021. Предоставлено автором
Дмитрий Булин. Рождение Венеры. Из серии «Венера 2.0». 2018. Для рекламной кампании универмага «Цветной». Предоставлено автором
Дмитрий Булин. Сотворение Адама. Из серии «Венера 2.0». 2018. Для рекламной кампании универмага «Цветной». Предоставлено автором
Дмитрий Булин. Из серии «Красота за пять долларов». 2022. Предоставлено автором
выставка завершилась
ул. Горького, д. 2
www.ugor.org
Москва
Мультимедиа Арт Музей/Московский Дом Фотографии
Сыктывкар
Центр культурных инициатив «Югор»
ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ
ДЕПАРТАМЕНТ КУЛЬТУРЫ ГОРОДА МОСКВЫ
МУЛЬТИМЕДИА АРТ МУЗЕЙ, МОСКВА
В РАМКАХ XIV МЕЖДУНАРОДНОГО МЕСЯЦА ФОТОГРАФИИ В МОСКВЕ «ФОТОБИЕННАЛЕ-2022»
ПРЕДСТАВЛЯЮТ ВЫСТАВКУ
Дмитрий Булин
Codex rescriptus
Куратор: Ольга Свиблова
Проект представлен совместно с фондом Still Art
Латинское название проекта Дмитрия Булина «Codex Rescriptus» отсылает к греческому слову «палимпсест». В древности так обозначалась рукопись, написанная на пергаменте, уже бывшем в подобном употреблении. Этот принцип использовали и в средневековье, когда по старым росписям в храмах или иконным изображениям писали новые.
Слово «codex» – одновременно означает и книгу, и свод устоявшихся правил и норм, в том числе культурных, поведенческих, религиозных и др.
В трех сериях, вошедших в книгу и представленных на выставке, Дмитрий Булин выстраивает диалог с произведениями Северного Возрождения, Итальянского Возрождения, а также кинематографа 1-й трети XX века.
Эта художественная стратегия является одной из важнейших как для современного искусства, так и для искусства в целом.
Важно, что обращаясь к композиционным, стилистическим, семантическим составляющим художественных произведений прошлого, Дмитрий Булин рефлексирует и артикулирует проблемы нашего времени.
«Мир вверх тормашками» - диалог с творчеством великого художника Северного Возрождения Питера Брейгеля Старшего. Питер Брейгель, известный также под прозвищем «мужицкий», часто обращался к нидерландскому фольклору - пословицам и поговоркам, отражавшим пороки и бытовую глупость человека. Пословицы и поговорки, используемые в картинах Питера Брейгеля, до сих пор существуют практически у всех народов и практически во всех языках. Они аккумулируют психологические архетипы, свойственные людям на всех этапах развития человеческой цивилизации. Эти нарративы актуальны и сегодня и существуют, как пишет Дмитрий Булин: «…независимо от того, что в руках у человека, мотыга или смартфон…».
По образованию Дмитрий Булин – режиссер-постановщик, выпускник ВГИКа. Опыт работы режиссером-постановщиком на различных телеканалах, безусловно, помогал ему не только работать с моделями, но и собрать для реализации проекта великолепную команду профессионалов, включающую стилистов и декораторов Андрея Скаткова и Марию Орлову, мейкап-дизайнеров Марию Бажан, Татьяну Цхадая и др.
В серии «Мир вверх тормашками» художник переосмысливает старинные фламандские пословицы и предлагает свою версию их современного прочтения. Он виртуозно использует в своих постановках композиционные приемы Питера Брейгеля Старшего, а также точно подбирает модели. Стоит отметить и то, как в проекте подобраны уникальные костюмы. Большая часть одежды и аксессуаров взяты из винтажных коллекций современных модельеров и, прежде всего, Вивьен Вествуд.
Мода также развивается в диалоге с историей моды и историей искусства. Это еще один важный пласт художественного исследования Дмитрия Булина, продемонстрировавшего в своем проекте блистательное владение техникой фотосъемки.
Именно с серией «Мир вверх тормашками» в 2021 году Дмитрий Булин стал обладателем главного приза грантовой программы для поддержки молодых фотографов Still Art Foundation в области fashion-фотографии.
В серии «Венера 2.0» Дмитрий Булин предлагает современную интерпретацию полотен «Весна» и «Рождение Венеры» Сандро Боттичелли, «Тайная вечеря» Леонардо да Винчи, «Сотворение Адама» - фрагмент фрески Сикстинской Капеллы Микеланджело, «Портрет мужчины в красном тюрбане» и «Портрет четы Арнольфини» Яна Ван Эйка и др. В этой серии его также интересует иконография старых мастеров, которую художник наполняет актуальными смыслами, рефлексируя современные проблемы и, прежде всего, гендерные вопросы.
Серия «Красота за 5 долларов» - попытка художника разобраться в том, как извечное желание человека соответствовать определенным эталонам красоты существует в эпоху индустрии 4.0. С одной стороны, соцсети привели к массовому распространению феномена селфи и открыли каждому многообразные возможности трансформировать свой имидж, а с другой стороны, в еще существующей пока офлайн-реальности, люди верят, что путем простых и магических приспособлений можно достичь физического совершенства.
Прекрасно зная историю кино, Дмитрий Булин обращается к кинематографу первой трети ХХ века. Именно кинематограф в начале ХХ века превращает актеров в идолов и иконы красоты и стиля.
В фильме «Гибель богов» Лукино Висконти Дмитрий Булин находит оммаж великой диве Марлен Дитрих. Еще до массового распространения пластической хирургии Марлен Дитрих решилась на удаление скуловых костей, изменившее пропорции ее лица, на долгие годы ставшего эталонным.
Эталоны физической красоты, достигающиеся путем физической трансформации своего тела, издавна существуют в истории и до сих пор практикуются, например, у некоторых народов, населяющих Африку. В некоторых племенах ребенку с детства надевают на шею металлические кольца, так как длинная шея считается красивой. У других народностей в губы и уши внедряются крупные предметы для трансформации этих частей лица.
Каноны красоты у разных народов в разные времена менялись. В современном глобализованном мире именно кино и масс-медийные продукты создают унифицированные представления о прекрасном.
Другая важная точка в исследовании Дмитрия Булина – снимок Макса Фактора, демонстрирующего специальный шлем, с помощью которого можно было найти идеальные пропорции конкретного человеческого лица, подчеркнув их с помощью грима. Макс Фактор - выдающийся американский бизнесмен еврейского происхождения, выходец из Российской империи, талантливый гример, служивший в лучших театрах Москвы и Петербурга, а также при дворе Николая II.
В какой-то момент Дмитрий Булин стал получать с онлайн-платформы alibaba рекламу дешевых китайских товаров, призванных легко и быстро преобразовать физические черты лица. Эта реклама стала триггером для создания серии «Красота за 5 долларов».
Дмитрий Булин купил прищепки для носа, приспособления для растяжки губ, подтяжки лица и другие «тренажеры». Модели Булина, использующие эти «тренажеры», стилизованы под звезд кинематографа: Марлен Дитрих, Бастора Китона, Рудольфа Валентино, Грету Гарбо и др.
Художник осуществляет рефлексию важных психологических и культурологических аспектов нашей реальности, и одновременно создает изящный и пластически убедительный диалог с великими художниками предшествующих эпох.
Выставка Дмитрия Булина «Codex Rescriptus» в МАММ поддержана Still Art Foundation. В качестве приза грантовой программы Фонда для молодых фотографов Still Art Foundation также издает книгу художника.
МАММ выражает благодарность Still Art Foundation и его основательнице Елене Карисаловой за возможность первыми представить выставку талантливого молодого фотографа Дмитрия Булина.