Брассай. «Белый зонтик», 1943. © Estate Brassaï-RMN
Брассай. «Марлен Дитрих», 1937. © Estate Brassaï-RMN
Брассай. «Экзотический сад в Монако», 1945. © Estate Brassaï-RMN
Брассай. «Площадь согласия», 1945. © Estate Brassaï-RMN
Брассай. «Искусственное небо», 1934. © Estate Brassaï-RMN
Брассай. «Собака на лестнице», 1932. © Estate Brassaï-RMN
Брассай. «Эйфелева башня», 1932. © Estate Brassaï-RMN
Брассай. «Жан Марэ позирует Пикассо», 1944. © Estate Brassaï-RMN
выставка завершилась
В МАММ пройдет первая масштабная ретроспектива легендарного фотографа ХХ века Брассая, полностью охватывающая все грани его творчества – снимки из самых знаменитых фотографических серий, рисунки, скульптуры (включая «Голову Пикассо» (1948) и уникальный гобелен. Брассай - кавалер ордена искусств и литературы, обладатель Ордена Почетного Легиона и французской Большой национальной премии по фотографии, раскрывал в своих снимках самые сокровенные тайны Парижа.
Дьюла Халас (1899-1984) взял псевдоним Брассай (означающий «из Брассо») в 1924 году, когда поселился в Париже. Впервые он побывал в этом городе в возрасте 4 лет вместе со своим отцом и был очарован этим городом на всю жизнь.
Брассай учился живописи в Будапеште, затем в Академии художеств в Берлине, после чего он захотел посвятить жизнь искусству, несмотря на возможные материальные последствия такого решения. Он считал, что сделать это можно только в его любимом городе – Париже, поэтому в 1923 году он переехал в Париж и начал заниматься журналистикой. Главные редакторы газет, с которыми он сотрудничал, просили его сопровождать тесты фотографиями. Сначала он обращался к своим друзьям фотографам (Кертес, Роджи Андре, Эржи Ландау), но потом он сам начал иллюстрировать статьи. Он очень быстро понял, что фотография позволяет создавать такие эффекты и вызывать такие эмоции, которые живописи недоступны. Так мир обрел великого фотографа Брассая.
Два альбома, которые сделали его знаменитым, - «Ночной Париж» (1933) и «Тайный Париж». Эти снимки были настоящим откровением в 30-е годы прошлого века. Ни у одного фотографа не хватило смелости сделать главными героями своего творчества завсегдатаев ночных гуляний и работников ночного города, проституток, гомосексуалистов. Классическая строгость парижской архитектуры стала необыкновенной декорацией к спектаклю странной красоты проскользающих фигур прохожих, игру теней и полумрака против вспышек света. Обращаясь к жизни городского дна, Брассай мастерски использовал живописные эффекты искусственного городского освещения. У него есть серия фотографий, сделанных при свете фар – слепящем, но тут же исчезающем, или при размытом и таинственном освещении газовых фонарей.
Успех пришел к Брассаю мгновенно, фотографом стали интересоваться журналы. В разное время он сотрудничал с Minotaure, Verve, Life, Harper's Bazaar и др. Для Harper's Bazaar он не только снимал, но и писал репортажи.
Он был знаком с Сальвадором Дали, Ман Рэем, Генри Миллером, Пабло Пикассо – эти великие художники повлияли на творчество Брассая. Он проявил себя как талантливый портретист, автор канонических портретов многих знаменитостей - Пикассо, Дали, Матисса, Джакометти, Мишо, Жана Жене и др. Он умел удивительно точно передать психологическое состояние модели. Брассай создал фотолетопись творчества Пикассо, позднее он написал книгу «Conversations avec Picasso», где записаны разговоры об искусстве и жизни, которые они вели в течение более чем тридцати лет знакомства.
В 1948 году в нью-йоркском MoMA состоялась персональная выставка Брассая, которую затем показали в Доме Джорджа Истмана в Рочестере (Нью-Йорк) и Институте Искусств Чикаго. В 1953, 1956 и 1968 году MoMA вновь проводили выставки французского фотографа. На престижном фестивале «Фотографические встречи в Арле» Брассай был представлен трижды – в 1970, 1972 и 1974 (в качестве почетного гостя). В 2000 году Центр Жоржа Помпиду организовал масштабную ретроспективу Брассая, включающую более 450 фотографий.