Мультимедиа Арт Музей, Москва | Выставки | Александр Слюсарев - Геометрия света

Друзья, большое спасибо всем, кто посетил «Фотобиеннале-2022»!

С 13 сентября музей закрыт на ремонт, после чего МАММ снова заработает в привычном режиме и будет дарить вам новые впечатления своими выставками и программами. 
Мы подготовили для вас записи лекций и мастер-классов, онлайн-прогулки по выставкам и многое другое. Следите за нашими страницами в социальных сетях!

Eng
Александр Слюсарев

Геометрия света

Москва 6.03.2020—30.07.2020

Подробнее о выставке

Александр Слюсарев
Геометрия Света 

Куратор:  Анна Зайцева

В рамках «Фотобиеннале-2020» Мультимедиа Арт Музей, Москва представляет выставку Александра Слюсарева «Геометрия света», приуроченную к 10-летию со дня смерти автора.

Александр Слюсарев (1944—2010) получил блестящее филологическое образование и работал переводчиком с итальянского языка. Фотографией увлекся еще в школе, посещал студию при журнале «Советское фото». С конца 1960-х участвует в выставках, сначала в Прибалтике, потом — в России.

Его вхождение в фотографию совпадает со временем хрущевской оттепели. В 1957 году в Москве проходит Международный фестиваль молодежи и студентов, в страну хлынули зарубежные книги и журналы, в том числе по фотографии. Журнал Camera стал для Слюсарева одним из важнейших проводников в мир фотоискусства.

Уже первые снимки Слюсарева начала 1960-х — заявка на создание собственного стиля, принципиально противоположного как устоям социалистического реализма, так и новому реализму документальной фотографии того времени. Его интерес к формальным вопросам фотографии, проблемам света, композиции, с одной стороны, определял его творческий путь;             с другой         стороны,        он занимался             поисками       метафизического             содержания и трансцендентного начала. Именно Слюсареву принадлежит термин «метафизическая фотография», введенный им в 1970-е годы. Интересно, что и в поэзии в это время появляется школа мета-метафорических поэтов (Алексей Парщиков, Иван Жданов, Александр Ерёменко), которые ставили в своем творчестве подобные задачи. 

Минимализм, интерес к разрушенным фактурам и текстурам, которыми была полна советская действительность и которых не замечал глаз идеологизированного советского человека, предельная интимность и одновременно философское обобщение стали главными особенностями творчества Александра Слюсарева конца 1960-х — начала 1970х годов. 

Излюбленным сюжетом Слюсарева являются окна. Стоит заметить, что в 1970-е годы такие важнейшие художники русского андеграунда, как Иван Чуйков, Эрик Булатов, Олег Васильев, также создают серии работ, связанных с окнами, и поднимают проблему «выхода». В абсолютно закрытом, отгороженном от мира железным занавесом Советском Союзе проблема выхода становится важнейшим экзистенциальным вопросом. Выходом для Слюсарева оказывается свет.

В лаконичных, минималистских и изысканных работах Александра Слюсарева то, что за кадром, всегда важнее изображаемого. В обществе, где все говорили на эзоповом языке, где смыслы были затерты идеологическими слоганами, где видели то, что знали, фотография для Слюсарева становится инструментом философской рефлексии и альтернативным способом жизни. 

Радикальные эксперименты Александра Слюсарева в построении «плоского пейзажа» без линейной и диагональной перспективы, введение цвета в черно-белую фотографию и концептуальный подход к фотографии, где проблема нарратива уходит на дальний план, а акцент делается на исследовании самой природы фотографии как нового медиа, заслуженно привели к тому, что творчество Слюсарева оказалось в коллекциях крупнейших мировых музеев, в том числе в Тейт Модерн. 

Наш музей гордится тем, что с первых дней своего существования много и плодотворно работал с этим большим художником и смог аккумулировать в коллекции МАММ значительную и важную часть его фотографий.