Беренис Эббот. У параболического зеркала – тысяча глаз. 1958—61. Собрание Музея Массачусетского Технологического института, дар Рональда А. Курца
Беренис Эббот. Иллюзия или реальность? 1958—61. Собрание Музея Массачусетского Технологического института, дар Рональда А. Курца
Беренис Эббот. Системы круговых волн. 1958-61. Собрание Музея Массачусетского Технологического института, дар Рональда А. Курца
Беренис Эббот. Прохождение света сквозь призму. 1958—61. Собрание Музея Массачусетского Технологического института, дар Рональда А. Курца
Беренис Эббот. Отскок шарика по убывающей траектории. 1958—61. Собрание Музея Массачусетского Технологического института, дар Рональда А. Курца
выставка завершилась
Эта выставка изначально стала возможной благодаря щедрой поддержке Рональда А. и Кэрол Курц и была создана Музеем Массачусетского Технологического института (Кембридж, штат Массачусетс, США) для постоянного экспонирования в Залах имени Курца при Музее МТИ.
Все фотографии и оригиналы документов предоставлены Музеем МТИ.
Политехнический музей и Мультимедиа Арт Музей, Москва впервые представляют российскому зрителю фотографии научных опытов, сделанные звездой американской фотографии Беренис Эббот.
Беренис Эббот была неутомимым экспериментатором. Слава пришла к ней еще в 1920-е годы, в Париже, где она прославилась своими фотографическими портретами. Затем была знаменитая фотосерия о Нью-Йорке 1930-х годов (МАММ показывал ее в 2004 году). Однако сама Беренис Эббот считала своим главным профессиональным достижением именно научные фотографии, балансирующие на грани абстрактности и крайней реалистичности. Она занималась научной фотографией на протяжении всей своей профессиональной карьеры и внесла существенный вклад в ее развитие.
В фотографии Эббот видела колоссальные и во многом нереализованные возможности, связанные с визуализацией науки и с выстраиванием коммуникации между наукой и широкой публикой. В 1939 году Эббот писала о том, что фотография должна стать «дружественным переводчиком между наукой и обывателем». «Фотография, дитя науки, сущностно связана с наукой, которая ее породила».
Самые важные работы Эббот в области научной фотографии относятся к концу 1950-х годов. В эти годы США крайне обеспокоены своим отставанием в научном развитии и особенно — в подготовке молодых людей к научной карьере. Начинается реформирование школьных учебных программ. В 1956 году при Массачусетском технологическом институте (МТИ) создается Комитет по изучению физических наук. В марте 1958 года Комитет предлагает Эббот подготовить серию фотоматериалов для своего флагманского проекта — нового школьного учебника по физике. За следующие два с половиной года Эббот, работая в МТИ, делает свои лучшие фотографии, фиксирующие волновое движение и другие физические явления. В этот период Эббот разработала специальные приборы для фотографирования физических явлений, часть из которых представлена на выставке.
Избранные фотографии, сделанные Эббот для МТИ, были показаны в Смитсоновском институте. Выставка получила название «Образ физики» и в 1960 году отправилась в тур по США, который продолжался шесть лет. Для многих американцев она стала первым знакомством со смелой модернистской фотографией Эббот и новыми методами преподавания физики.
32 авторских отпечатка из серии «Образ физики» составят основу выставки, которая будет показана в МАММ. Они сопровождаются текстами Элизабет Мак-Кауслэнд (арт-критика и активиста Фотографической лиги), написанными совместно с учеными института. Центральная серия «Образ физики» будет представлена в контексте других работ Эббот, сделанных в разные годы. В состав выставки также войдут альбомы Эббот с фотоархивами, ее письма, рукописи и публикации.
Эта выставка изначально стала возможной благодаря щедрой поддержке Рональда А. и Кэрол Курц и была создана Музеем Массачусетского Технологического института (Кембридж, штат Массачусетс, США) для постоянного экспонирования в Залах имени Курца при Музее МТИ.
Все фотографии и оригиналы документов предоставлены Музеем МТИ.
Беренис Эббот (1898–1991) росла в неблагополучной семье в штате Огайо и с детства привыкла к самостоятельности. Отучившись два семестра в колледже, она ненадолго перебралась в Нью-Йорк, а в 1921 году эмигрировала в Париж. В Париже она собиралась учиться на скульптора, но открыла для себя искусство фотографии и дадаиста Ман Рэя, который стал ее наставником. В 1926 году Эббот начинает самостоятельную творческую карьеру, и ее портреты получают не меньшее признание критиков, чем работы Ман Рэя.
В 1929 году Эббот возвращается в Нью-Йорк. При поддержке Федерального художественного проекта она на протяжении десяти лет работает над серией «Меняющийся Нью-Йорк». В серию, получившую впоследствии высокую оценку критиков, вошло около 300 фотографий.
В 1940-е годы Беренис Эббот работает фоторедактором в журнале Science Illustrated. Успешный запуск первого искусственного спутника, произведенный Советский Союзом в конце 1957 года, подтолкнул МТИ к учебной реформе Комитета по изучению естественных наук. В реформированном Комитете Эббот получает должность штатного фотографа.
С марта 1958 года по сентябрь 1960 года Эббот принимает участие в проекте Комитета по созданию нового учебника физики для старших классов. В 1960-х годах она публикует некоторые из сделанных для Комитета фотографий, а также новые снимки в трех книгах о науке для юных читателей.
В 1950-е годы Беренис Эббот впервые приезжает в штат Мэн. Вскоре она переводит сюда свою студию и в 1968 году издает свою последнюю книгу «Потрет Мэна». Сегодня Эббот заслуженно считается одним из самых ярких мастеров фотографии и занимает самое достойное место в истории фотоискусства.
Гэри Ван Занте — куратор Музея MIT по направлениями «архитектура» и «дизайн», в настоящее время также исполняет обязанности руководителя выставочной программы и планирования. В качестве куратора подготовил более 50 выставок (от архитектурной графики Ренессанса до современного дизайна и фотографии). Фотографические выставки, которые Ван Занте курировал в Музее MIT, в частности, представляли работы Габриэлле Базилико, Маргарет Мортон, Кервина Робинсона и др. Недавно опубликовал исследование об урбанистической фотографии XIX века.
Джулия Ван Хаафтен — первый куратор фотографического собрания Нью-йоркской Публичной библиотеки, впоследствии — руководитель коллекции Музея города Нью-Йорк. Признанный специалист по творчеству Эббот, в 1989 курировала ее первую ретроспективную выставку. В настоящее время заканчивает подробную биографию фотографа.
Национальный музей истории науки и техники, один из старейших и крупнейших научно-технических музеев мира.
Политехнический музей — популяризатор научных и технических знаний, идей и решений, определивших путь научно-технического прогресса; собиратель и хранитель уникальных достижений человечества, воплощенных в устройствах и предметах, определивших направление развития цивилизации на разных этапах.
С 2010 года музей начал процесс модернизации — в русле мирового тренда актуализации деятельности музеев и культурных организаций реализуется масштабный проект создания современного национального и международного многофункционального музейно-просветительского центра, объединяющего высшие достижения науки, техники и общества.
С 2013 года историческое здание Политехнического музея закрыто на реконструкцию. В настоящее время и вплоть до окончания реконструкции (2018 г.) Политехнический музей работает на временных и партнерских площадках, как в России, так и за рубежом.
Музей МТИ видит свою миссию в том, чтобы знакомить широкую аудиторию с научными, технологическими и другими направлениями исследовательской мысли. Для этого спользует для этого методики, наилучшим образом служащие национальным и глобальным интересам в XXI веке. На двух этажах, занимаемых музеем, располагается постоянная экспозиция и временные выставки. В своей выставочной программе музей особое внимание уделяет роботехнике, фотографии, голографии, истории Института и его текущим исследовательским проектам. Музей организует месячные программы, адресованные школьникам средних классов и старше, ежегодно в апреле проводит Кембриджский научный фестиваль.
Искусство в Массачусетском технологическом институте
arts.mit.edu
Искусство в Институте призвано объединять творческих людей, работающих в разных дисциплинах, позволяет человеку оставаться исследователем на протяжении всей своей жизни и открывать в себе новые способности. Искусство неразрывно связано с готовностью экспериментировать, находить неожиданные и творческие способы решения проблем. Присутствие искусства на территории Института отвечает его ориентированности на эстетическое, гуманитарное и социальное измерение исследовательской работы и инноваций. Девиз института — mens et manus (головой и руками) — служит отражением этого принципа. Искусство существенно необходимо для выполнения миссии Института, которая состоит в построении более совершенного общества и в том, чтобы достойно встречать вызовы XXI века.