Андре Штайнер. Лиза Фонсагривс, около 1936. Бромосеребряно-желатиновый отпечаток. © Nicole Bajolet-Steiner
Андре Штайнер. Лили Штайнер, 1935. Бромосеребряно-желатиновый отпечаток. © Nicole Bajolet-Steiner
Андре Штайнер. Наблюдение в бинокль, 1930-е. Бромосеребряно-желатиновый отпечаток. © Nicole Bajolet-Steiner
Андре Штайнер. Лили Штайнер, 1933. Бромосеребряно-желатиновый отпечаток. © Nicole Bajolet-Steiner
Андре Штайнер. Глаз попугая, 1930-е. Бромосеребряно-желатиновый отпечаток. © Nicole Bajolet-Steiner
Андре Штайнер. Ноги и обувь, 1930-е. Бромосеребряно-желатиновый отпечаток. © Nicole Bajolet-Steiner
Андре Штайнер. Лили Штайнер, 1935. Бромосеребряно-желатиновый отпечаток. © Nicole Bajolet-Steiner
Андре Штайнер. Съемка для автомобильного салона, 1935. Бромосеребряно-желатиновый отпечаток. © Nicole Bajolet-Steiner
выставка завершилась
МАММ представляет проект, раскрывающий одну из тем «Фотобиеннале 2014» «Visual Power» — персональную выставку выдающегося мастера европейского авангарда — Андре Штайнера. Его имя и творчество неразрывно связаны с «Новым взглядом» (L’oeil nouveau), наряду с Ман Реем, Морисом Табаром, Андре Кертешем, Жерменой Круль, Брассаем и др. Центральной идеей «Нового взгляда» — новаторского течения, возникшего в 20-е годы в Париже, было желание освободить фотоискусство от всех условностей и традиций. Фотографов интересовала возможность трансформации изображения, вплоть до полного исчезновения формы, эффекты фрагментации и наслаивания изображений, игра с фокусом и тенями. Пластические, технические и эстетические эксперименты Андре Штайнера сегодня являются классикой этого направления.
Андре Штайнер считал себя, прежде всего, техником. Его творчество пронизано верой в науку и ее безграничные возможности. При создании абстрактных композиций, фотомонтажей и даже рекламных фотографий, Штайнер каждый раз проводил своего рода научное исследование, точно дозируя визуальные эффекты.
Андре Штайнер родился в Венгрии в 1901 году, после принятия в стране первых антисемитских законов эмигрировал в Вену, где закончил Высшую политехническую школу, получив диплом инженера-электрика. Во время учебы он подрабатывал ассистентом у Йозефа Марии Эдера, фотографа-экспериментатора и ученого, пионера в области использования рентгеновских лучей в фотографии. Знакомство с Эдером, увлеченным прикладными, инструментальными аспектами фотографии, основавшим в Вене целый исследовательский институт Графических Искусств, оказало огромное влияние на формирование творческих методов Штайнера. Кроме того, как ассистент фотографа Андре Штайнер получил в свое распоряжение один из первых прототипов фотоаппарата Leika. В Вене же он познакомился со своей будущей женой Лили, ставшей его первой и любимой моделью.
В 1928 году пара переехала в Париж. Столица Франции в период между мировыми войнами была прибежищем для многих художников, являлась своеобразным перекрестком культурной жизни, уникальной площадкой для художественных дискуссий и экспериментов. Поначалу строившись инженером в компанию «Альстом», а затем, на студию Парамаунт, Штайнер был очарован творческой атмосферой города и принял окончательное решение посвятить себя фотографии.
В 1933 году Андре Штайнер получил от Министерства колоний первый крупный заказ на репортаж из Марокко. Он был заворожен геометрией и белизной старой Касабланки, а также рельефными лицами марокканцев, к которым его объектив приближался почти вплотную. Репортаж имел большой успех. Некоторые снимки были опубликованы в журналах Voila и Mieux-Vivre. Чуть позже к заказчикам Штайнера присоединились Vogue и Harper’s Bazaar.
В семье художника царил культ спорта и здорового образа жизни. Сам Штайнер, его жена и дочь были прекрасными спортсменами. В 30-е годы журнал VU регулярно заказывал фотографу серии снимков на тему спорта и танца. Обладая великолепными знаниями об анатомии, чувствуя возможности атлетов и танцовщиков, Штайнер детально продумывал композицию каждого кадра, пытаясь выразить совершенство человеческого тела, его камера схватывала красоту каждого движения, подчеркивая рельеф каждого мускула модели.
Как и большинство фотографов 30-х годов, Андре Штайнер сам управлял своими фондами, сам занимался продажей своих работ, сам встречался с заказчиками, одинаково увлеченно работая в различных жанрах: fashion-фотографии, экспериментальной фотографии, жанре репортажа. Однако, в послевоенные годы, Штайнер практически полностью посвятил себя прикладной фотографии, исследуя новые возможности науки и техники, выразив таким образом свое преклонение перед наукой и научными способами познания мира.