Анатолий Журавлев. Из серии невозможные фотографии, «Eгипет в конце 18 века, фотография 1992». 1992
Анатолий Журавлев. Из серии невозможные фотографии, «Eгипет в конце 18 века, фотография 1992». 1992
Анатолий Журавлев. Без названия. 1995
Анатолий Журавлев. Без названия. 1995
Анатолий Журавлев. Из серии «Апостолы». 1996
Анатолий Журавлев. Из серии «Апостолы». 1996
Анатолий Журавлев. Из серии «Татуировки». 1996
Анатолий Журавлев. Из серии «Татуировки». 1996
Анатолий Журавлев. «Николсон 1». 2000
Анатолий Журавлев. «Николсон 2». 2000
Анатолий Журавлев. «Николсон 3». 2000
Анатолий Журавлев. «Николсон 4». 2000
Анатолий Журавлев. Из серии «Живопись». 2002
Анатолий Журавлев. Из серии «Живопись». 2002
Анатолий Журавлев. Вид выставки. 2001. Галерея Otto Schweins, Германия
Анатолий Журавлев. Вид выставки. 2001. Галерея Otto Schweins, Германия
Анатолий Журавлев. Вид выставки. 2001. Галерея Otto Schweins, Германия
выставка завершилась
Анатолий Журавлев заявил о себе как яркий персонаж бурлящей московской арт-сцены конца
В начале
«Историю напишет тот, кто родится последним» — это строка из поэмы «Полтава» Алексея Парщикова могла бы стать эпиграфом к серии «Невозможных фотографий» Анатолия Журавлева: «Египет в конце 18 века, фотография 1992 г.», «Рим во время императора Константина, фотография 1996 г.», «Бразилия начала 19 века, фотография 1995 г.». Эти работы созданы на основе старинных гравюр, выполненных в эпоху, когда фотографии ещё не существовало. Между тем, разными техниками пересъемки и тончайшей обработкой на компьютере художник добивается эффекта фотодокументальности, ставя под сомнение само наличие понятия «объективного свидетельства».
Подобный прием он использует в серии «Апостолы», создавая фотографические портреты на основании средневековых деревянных скульптур. В этой серии, как и в серии «Невозможные фотографии», Журавлев продолжает демифологизировать представление о фотографии, как о документальном свидетельстве.
Позднее, с помощью фотографии, художник исследует и десакрализирует наше представление о существовании, значении и назначении живописи как таковой. Анатолий Журавлев, продемонстрировав условность наших представлений об истории искусстве, в том числе, искусстве живописи и фотографии, в последнее время занимается анализом трансформации наших представлений о реальности в эпоху массовых коммуникаций. Концептуальная артикулированность работ Анатолия Журавлева в сочетании с изящной и элегантной пластикой его произведений дает нам возможность говорить о творчестве этого художника как о серьезном явлении в развитии современного российского и европейского искусства.
«Каждому ясно, что простой графической записью ряда
моментальных снимков остановленного движения
не воссоздашь самого движения».
Наум Габо, Антон Певзнер.
Реалистический манифест
Как выглядит современный реализм в фотографии? Изображение «страданий народа», то есть история в духе художников-передвижников, пересказанная на новый брутальный лад, как это сделал Борис Михайлов в своей Case History? Веселый портрет банальности-как-таковой, всех этих пляжей-распродажей, туризма-консумеризма, как в эпохальной книге Мартина Парра Номе and Abroad? Бесконечные холодные серии каких-нибудь Fachwerkhauser или Gasbehaelter, как у Бернда и Хиллы Бехер? Может ли современный реализм в фотографии быть иным?
Электронные медиа сегодня — господствующая социальная сила. И нет больше ничего, что существует вне сетей коммуникации. В таком случае, изображение реальности-как-она-есть невозможно без изображения этих самых сетей этих самых медиа. Но как их изобразить? С помощью документальной фотографии показать переплетение проводов в городском пространстве, как это делает Осаму Канемура? Кажется, это слишком простой ход. Возможно ли вообще буквальное «отражение» такой реальности, суть которой заключена в каком-то невидимом скольжении частиц, движении, неуловимом с помощью человеческих органов чувств? Кажется, что документальная съемка электропроводов в этом случае ведет к подмене понятий, потому что съемка такого рода передает лишь случайным образом выбранные внешние приметы этой реальности, но никак не касаются ее сути — невидимого движения электронов, и, одновременно, лихорадки образов. Может ли реализм эпохи медиа не «отражать» реальность, но выстраивать аналогии к ней?
Анатолий Журавлев работает над изображением медиа-мира. При этом он не пользуется документальной съемкой. Визуальные источники для его фотоинсталляций — те массовые образы, которые рассыпаны вокруг — они глядят на нас с телеэкранов, журнальных страниц, рекламных плакатов. Первичная единица — фотографийка размером с мелкий значок (8×10 мм или . 10 мм). Начиная с серии «ТВ» (1999), Анатолий Журавлев выстраивает их в разные последовательности. Взятые по отдельности, это изображения, которые представляют знаковых поп-персон или знакомые точки городского ландшафта (впрочем, изображения эти так малы, что о героях и строениях зачастую можно скорее догадаться, чем идентифицировать их с уверенностью). Как из кирпичиков, художник выстраивает здание инсталляции из этих мини-картинок.
Предыдущая персональная выставка Журавлева проходила в галерее Айдан в 2003 году. Там запутанные конструкции из стальной проволоки торчали из белых галерейных стен подобно электропроводам, лишенным обмотки. На конце каждого «провода» была закреплена фотографийка (8×10 мм). Проволока хорошо хранила закрепленную однажды форму, и потому не падала вниз, но образовывала устойчивую пространственную форму, которая, тем не менее, находилась все время в состоянии легкого движения, в зависимости от сквозняков и даже перемещений людей в галерейном пространстве. Это слабое покачивание иногда было едва заметно, оно находилось на периферии сознания — как тот легкий звон, который издает электричество, проходя по сетям — звон, который может заметить только очень чуткое ухо. Но это покачивание важно, потому что оно — знак постоянного движения, в котором (и только в котором) осуществляется коммуникация.
Анатолий Журавлев работает с реальностью, которая не поддается «отражению» средствами прямой фотографии. Любой из «значков» Журавлева взамозаменим. Любая конкретная последовательность этих миникартинок не так важна, как сам тот факт, что эта последовательность вообще существует. Потому что эта последовательность намекает на существование некоторой «сети», системы, внутри которой происходит постоянное перемещение образов. Инсталлированные вместе, его «значки» дают ту визуальную рябь, которая и есть узнаваемый портрет нынешнего мира. Мира, в котором власть медиа — тотальна. Мы повседневно видим этот пестрый ковер образов, паутину значений, в которых мы уже не состоянии разобраться. Инсталляции Журавлева — картины медиамира в целом. Это и есть современный фотореализм: он не занимается ни «фактом», ни «документом». Он передает ритм движения образов.
Михаил Сидлин
СТИПЕНДИИ
2002 DAAD, Cite International des Arts, Париж, Франция
1997 Рабочая стипендия Cената Берлина, Германия.
1995 «Langsdorff Revisitado». Internationaler Kunstler — Workshop und Expedition, Междунароный проект с экспедицией, Бразилия, Гёте Институт Сан-Паоло.
1994 Фотостипендия Сената Берлина, Германия
1992/93 Christof Merian Foundation, Базель, Швейцария
1991/92 Kunstlerhaus Bethanien, Берлин, Германия
ПЕРСОНАЛЬНЫЕ ВЫСТАВКИ (ВЫБОРОЧНО)
2003
«Анатолий Журавлев», Айдан-галерея, Москва, Россия
2002
«Анатолий Журавлев», галерея Charim, Вена, Австрия
«Анатолий Журавлев», галерея Urs Мeile,Люцерн, Швейцария
«Анатолий Журавлев», Айдан-галерея, Москва, Россия
2001
«Schnittbogen (Templates)», галерея Gary Tatinsian, Нью Йорк, США
«Анатолий Журавлев», галерея Otto Schweins , Кёльн, Германия
2000
«Анатолий Журавлев», галерея Urs Мeile, Люцерн, Швейцария
1999
«Анатолий Журавлев», Айдан-галерея,Москва, Россия
1998
«Geschichte», Labor Pixel Grain, Берлин, Германия
«Handarbeit», галерея Otto Schweins, Кёльн, Германия
1997
«Schnittbogen», Galerie Urs Meile, Люцерн, Швейцария
«Цветы для Москвы», Айдан-галерея, Москва, Россия
1996
«Анатолий Журавлев», Айдан-галерея, Москва, Россия
1995
«Анатолий Журавлев», La Base, Centre d.Art Contemporain, Levallois, Париж, Франция
«Анатолий Журавлев», галерея Otto Schweins, Кёльн, Германия
1994
«Анатолий Журавлев», Sammlung Rene Steiner, Erlach, Швейцария
«Ad Realibus ad Realiora», Kunst-Werke Berlin, Берлин, Германия
«Ad Realibus ad Realiora», Государственный Русский Музей, Санкт-Петербург, Россия
«Анатолий Журавлев», Новая Академия Изящных Искусств, Санкт-Петербург, Россия
1993
«Ignotiom per Ignotius», Галерея 1.0, Москва, Россия
«Attempt to see», Galerie im Literaturforum Brecht-Haus, Берлин, Германия
1992
«Anatoly Shuravlev in den Arbeitstraumen des Senators fur Kulturelle gelegenheiten»,
Берлин, Германия (каталог)
«Анатолий Журавлев», Kunstlerhaus Bethanien, Берлин, Германия
«Анатолий Журавлев», Галерея Giorgio Persano, Турин, Италия
1990
«Мария Серебрякова и Анатолий Журавлев», Inter-Art, Берлин, Германия
ГРУППОВЫЕ ВЫСТАВКИ (ВЫБОРОЧНО)
2004
«Шизорама» ГЦСИ, Москва, Россия
«На курорт» Kunsthalle Baden-Baden, Германия, МГВЗ «Новый манеж», Москва, Россия
2003
«Пейзаж» Virginia Miller Gallery, Майами, США
«Group show» Charim Galerie, Вена, Австрия
2002
«Present Tense», Bard College Museum, Нью-Йорк, США
«Tranzit, Galerie Rene Steiner, Erlach, Швейцария
«New Models», Trafo. Центр Современного Искусства, Будапешт, Венгрия
2001
«Group Show», Virginia Miller Gallery, Майами, США
«Мастерские, 28 русских художников». ЦДХ, Москва, Россия
«Group Show», Charim Galerie, Вена, Австрия
2000/01
«Throgh the looking glass», Galerie Fricke, Берлин, Дюссельдорф, Германия
2000
«Групповая выставка», Айдан-галерея, Москва, Россия
«BMA» Positionen Neuer Kunst aus Berlin, Neuer Kunstverein Aschaffenburg, Германия (каталог)
«Perche?», Domus Academy, Милан, Magazino de Arte Moderna, Рим, Италия
1999/01
«After the Wall», Moderna Museet, Стокгольм, Швеция, Museum Ludwig, Будапешт, Венгрия, Hamburger Bahnhof, Берлин, Германия
«Can you hear me?» 2. Ars Baltica Triennale der Photokunst,Stadtgalerie im Sophienhof, Киль; Kunsthalle Rostok, Росток, Германия; Центр Современного Искусства, Вильнюс, Литва; Kunst Haus Dresden, Дрезден, Германия, Bergens Kunstforening, Берген, Норвегия, Galleria Otso, Эспоо, Финляндия (каталог)
1999/00
«Missing Link», Kunstmuseum Bern, Берн, Швейцария, Kunst Haus Dresden, Дрезден, Германия (каталог)
1999
«Zwischenformen aktueller Kunst», Freunde aktueller Kunst e.V., Zwickau, Цвиккау, Германия
«SPACE PLACE
«Children of Berlin», PS 1 Museum for Contemporary Art, Нью Йорк, США (каталог)
1998
«Фотобиеннале», Центральный выставочный зал, Манеж, Москва, Россия (каталог)
«Die romische Spur», Haus am Waldsee, Берлин, Германия (каталог)
«Berlin Biennale», Akademie der Kunste am Pariser Platz, Берлин, Германия (каталог)
1997
«Kabinet A contemporary Artists Magazine». Stedlijk Museum, Амстердам, Нидерланды (каталог)
«История в лицах», Нижний Новгород, Самара, Пермь, Новосибирск, Екатеринбург, Россия (каталог)
«Mystical Correct», Galerie Hohenthal und Bergen, Берлин, Германия (каталог)
1996
«Фотобиеннале», Выставочный Зал «Кузнецкий мост, 20», Москва, Россия (каталог)
«Almost Invisible», Ehernaliges Umspannwerk, Синген, Германия
1995/96
(Landschaft) mit dem Blick der 90er Jahre, Mittelrhein-Museum Кобленц; Museum Schlos Burgk, Саале; Haus am Waldsee, Берлин, Германия (каталог)
1995
«Kunst im Verborgenen», Wilhelm-Haak-Museum, Людвигсхафен; Documenta Archiv Кассель; Museum Altenburg (каталог)
«Rencontres d.Arles», Арль, Франция
«Zeitgenossische Fotokunst aus Moskau» IFA- галерея, Neuer Berliner Kunstverein, Берлин, Германия (каталог)
«O Brasil de Hoje no Espelho do Seculo XIX», Museum of Art, Сан-Паоло, Бразилия (каталог)
1994
«Resistance und Rennaissance», Государственный Русский Музей, Санкт-Петербург, Россия (каталог)
«2. Biennale», Цетине, Монтенегро; «XXII. Biennale di Sao Paulo», Сан-Паоло, Бразилия (каталог)
1993
«Collection Rinako», Центральный Дом Художника, Москва, Россия, Caisse de depots et consignation, Париж, Франция
«Privat», Kunst-Werke, Берлин, Германия
1992/93
«A Mosca., A Mosca.», Villa Campolieto, Ercolano, Galleria Communale d.Arte Moderna, Болонья, Милан, Италия (каталог)
1992
«37 Raume», Kunst-Werke, Берлин, Германия
1993
«Perspectives of Conceptualism», P.S. 1 museum, The Clocktower, Нью-Йорк, США
«Contemporary Soviet Art», Setagaya Museum, Токио, Япония (каталог)
1990
«Mosca, Moscow, Москва.90», Sala Umberto Boccioni, Милан, Италия, P.M.M.K.,
Остенде, Бельгия
«In The USSR and beyond», Stedelijk Museum, Амстердам, Нидерланды (каталог)
1989
«10+10», Форт-Уорт, Сан-Франциско, Буффало, Милуоки, Вашингтон D.C., США, Москва, Ленинград, СССР (каталог)
«Москва-Вена-Нью-Йорк», Wiener Festwochen, Вена, Австрия (каталог)
1988
1987
«Ретроспективная выставка московских художников
1985
«Осенняя Выставка», Малая Грузинская, Москва, СССР