Павел Пепперштейн. Из серии «Алиса в Зазеркалье». 2023. Бумага, акварель, тушь, цветные карандаши. Предоставлено автором
Павел Пепперштейн. Из серии «Алиса в Зазеркалье». 2023. Бумага, акварель, тушь, цветные карандаши. Предоставлено автором
Павел Пепперштейн. Из серии «Алиса в Зазеркалье». 2023. Бумага, акварель, тушь, цветные карандаши. Предоставлено автором
Павел Пепперштейн. Из серии «Алиса в Зазеркалье». 2023. Бумага, акварель, тушь, цветные карандаши. Предоставлено автором
до окончания выставки — 24 дня
Павел Пепперштейн
Алиса в Стране чудес и в Зазеркалье
17 сентября в Мультимедиа Арт Музее, Москва открывается выставка Павла Пепперштейна «Алиса в Стране чудес и в Зазеркалье».
Павел Пепперштейн — один из самых ярких и известных российских художников. Также он является писателем, поэтом и теоретиком современного искусства. Будучи сыном классика российского искусства Виктора Пивоварова и детской писательницы и книжного иллюстратора Ирины Пивоваровой, в своем творчестве он продолжает традиции московского романтического концептуализма. Создатель арт-группы Инспекция «Медицинская герменевтика» сегодня работает в группе ППСС совместно с Соней Стереостырски. С 1990-х годов развивает принципы придуманного им направления «психоделический реализм». Участник российского павильона на 53-й Венецианской биеннале 2009 года.
В 2020 году в рамках детской издательской программы V–A–C Press вышла книга
«Приключения Алисы в Стране чудес» Льюиса Кэрролла с иллюстрациями Павла Пепперштейна, а в 2024 году — «Алиса в Зазеркалье». Для художника это одни из самых важных и любимых книг, перечитанные им бесчисленное количество раз. Знаменитая сказка для детей и взрослых, впервые опубликованная в 1865 году в викторианской Англии, выдержавшая огромное количество переизданий на всех языках мира, безусловно, близка художественной вселенной Павла Пепперштейна. Поставив перед собой задачу проиллюстрировать сказки об Алисе, он продолжил и развил традиции советской детской иллюстрации, которой с 1960-х годов занимались будущие классики российского и мирового современного искусства, а некогда представители советского андеграунда, такие художники, как Илья Кабаков, Виктор Пивоваров, Эрик Булатов, Олег Васильев и другие.
Становление московского романтического концептуализма напрямую связано с опытом его основателей в области детской книжной иллюстрации. Эта профессиональная деятельность помогла художникам-концептуалистам найти изобразительный язык, который пригодился им для создания собственных художественных миров, где воображаемая и игровая реальность находят максимальное выражение. А ведь мы знаем, что механизмы творчества и детской игры глубоко связаны между собой на психологическом, социальном и даже нейронном уровнях.
В экспозиции МАММ представлены рисунки к двум книгам Льюиса Кэрролла, а также картины, так или иначе связанные с повествованием об Алисе. Можно заметить, если сравнить выставленные рисунки с книжными иллюстрациями, что многие из этих рисунков на выставке обрели цвет.
Сказки Кэрролла — мир снов и иллюзий, детализированный в традициях викторианской эпохи, наполненный абстрактными математическими и философскими парадоксами, ведь их автор, Льюис Кэррол, — математик, создатель игр, головоломок и логических парадоксов. Одним из таких парадоксов в Стране Чудес и в Зазеркалье оказывается игра с масштабами, где все может бесконечно уменьшаться или увеличиваться, меняя оптику нашего восприятия, приближая или бесконечно отдаляя от нас предмет рассмотрения. Создавая картины на основе собственных рисунков к «Алисе», Павел Пепперштейн также работает с разными масштабами. Для сравнения, в скульптурах Джеффа Кунса мы также нередко сталкиваемся с подобным приемом: маленькая детская игрушка, созданная в увеличенном формате и в другом материале, воспринимается принципиально иначе.
У Пепперштейна в картинах меняется не только формат, а значит и наша позиция наблюдения, но и детали, которые чрезвычайно важны для его художественного мира. В его картинах из цикла, посвященного «Алисе», появляются элементы супрематических конструкций. Супрематизм как величайшее достижение русского авангарда во многом строился на основе математических принципов, которые заложены и в сказках Кэрролла. Но если в начале XX века супрематизм был течением, задающим вектор движения в будущее, то сегодня, когда искусство стоит перед поиском новых утопических концепций, наследие супрематизма воспринимается, по словам Пепперштейна, как «космический мусор, вращающийся на околоземной орбите». Элементы супрематизма — супремы — нетленны: они попали в пространство истории искусства, но до сих пор являются питательной средой, из которой, возможно, вырастут новые утопии.
В проекте для МАММ, который совмещает рисунки, картины и настенную фреску, Пепперштейн предлагает взрослым и детям новые художественные парадоксы. В выставочных залах будут звучать сказки Кэрролла, рассказанные умным голосовым помощником «Алисой».
В рамках выставки «Алиса в Стране чудес и в Зазеркалье» будут организованы встречи с художником, а также детские и взрослые мастер-классы. Расписание мероприятий параллельной программы будет опубликовано на сайте mamm.art.