Александр Родченко. «Лестница». 1930 г. Фотопечать. Коллекция Музея «Московский Дом фотографии» / Мультимедиа Арт Музей, Москва. © A. Родченко – В. Степанова архив. © Музей «Московский Дом Фотографии»
Александр Родченко. «Портрет матери». 1924 г. Фотопечать. Коллекция Музея «Московский Дом фотографии» / Мультимедиа Арт Музей, Москва. © A. Родченко – В. Степанова архив. © Музей «Московский Дом Фотографии»
Александр Родченко. «Лиля Брик». Портрет для рекламного плаката «КНИГИ». 1924 г. Фотопечать. Коллекция Музея «Московский Дом фотографии» / Мультимедиа Арт Музей, Москва. © A. Родченко – В. Степанова архив. © Музей «Московский Дом Фотографии»
Александр Родченко. «Владимир Маяковский (на стуле в полный рост)». 1924 г. Фотопечать. Коллекция Музея «Московский Дом фотографии» / Мультимедиа Арт Музей, Москва. © A. Родченко – В. Степанова архив. © Музей «Московский Дом Фотографии»
Александр Родченко. «Шуховская башня». 1929 г. Фотопечать. Коллекция Музея «Московский Дом фотографии» / Мультимедиа Арт Музей, Москва. © A. Родченко – В. Степанова архив. © Музей «Московский Дом Фотографии»
Александр Родченко. «Дом Моссельпрома». 1926 г. Фотопечать. Коллекция Музея «Московский Дом фотографии» / Мультимедиа Арт Музей, Москва. © A. Родченко – В. Степанова архив. © Музей «Московский Дом Фотографии»
Александр Родченко. «Радиослушатель». 1929 г. Фотопечать. Коллекция Музея «Московский Дом фотографии» / Мультимедиа Арт Музей, Москва. © A. Родченко – В. Степанова архив. © Музей «Московский Дом Фотографии»
Александр Родченко. «Пионер-трубач». 1930 г. Фотопечать. Коллекция Музея «Московский Дом фотографии» / Мультимедиа Арт Музей, Москва. © A. Родченко – В. Степанова архив. © Музей «Московский Дом Фотографии»
Александр Родченко. «Девушка с «Лейкой». 1934 г. Фотопечать. Коллекция Музея «Московский Дом фотографии» / Мультимедиа Арт Музей, Москва. © A. Родченко – В. Степанова архив. © Музей «Московский Дом Фотографии»
Александр Родченко. «Асфальтирование. Ленинградское шоссе». 1929 г. Фотопечать. Коллекция Музея «Московский Дом фотографии» / Мультимедиа Арт Музей, Москва. © A. Родченко – В. Степанова архив. © Музей «Московский Дом Фотографии»
Александр Родченко. «Утренняя зарядка на крыше студенческого общежития в Лефортово». 1932 г. Фотопечать. Коллекция Музея «Московский Дом фотографии» / Мультимедиа Арт Музей, Москва. © A. Родченко – В. Степанова архив. © Музей «Московский Дом Фотографии»
выставка завершилась
Александр Михайлович Родченко
Московский Дом фотографии в течение 10 лет ежегодно проводил выставки Родченко, по кусочкам открывая его архив, сканирование негативов заняло 4 года. В
Русский авангард ХХ века — явление уникальное не только в российской, но и мировой культуре. Ослепительная энергия созидания, наработанная художниками этой великой эпохи до сих пор питает современную художественную культуру и каждого из нас, соприкасающегося с арт-продукцией эпохи русского модернизма. Александр Родченко, безусловно, был одним из главных генераторов творческих идей и общей духовной ауры этого времени. Живопись, дизайн, театр, кино, полиграфия, фотография. .. — все области художественной культуры, в которые вторгался могучий талант этого очень красивого и очень сильного человека, претерпевали трансформацию, открывавшую принципиально новые пути развития.
Начало
Родченко внедрил в фотографию идеологию конструктивизма, разработал методический инструментарий ее реализации. Открытые им приемы стремительно тиражировались. Их использовали как его ученики и единомышленники, так и эстетические и политические оппоненты. Однако само по себе использование «метода Родченко», включавшего открытую им диагональную композицию, ракурсную съемку и др. приемы, не гарантировало автоматически художественного масштаба фотографии. Практика Родченко-фотографа оказалась замешанной не только и не столько на формальных приемах, за которые его беспощадно критиковали уже с конца
Это романтическое начало, заложенное в детстве, проведенном за кулисами театра, где работал его отец, трансформировалось в мощное утопическое мышление Родченко-конструктивиста, верившего в возможность позитивного преображения мира и человека. В
Устав от непрерывных революционных преобразований, создавших реальность, далекую от идеалов, вдохновлявших ранний период его творчества, 12 февраля 1943 года он отмечает в дневнике: «Искусство — это служение народу, а народ ведут кто куда. А мне хочется вести народ к искусству, а не искусством вести куда-то. Рано родился я или поздно? Надо отделить искусство от политики...».
Александру Родченко, преданному друзьями и учениками, пережившему гонения и лишенному возможности работать и зарабатывать на жизнь, участвовать в выставках, исключенному из Союза художников, тяжело болевшему в последние годы жизни, повезло. У него была семья: друг и соратник Варвара Степанова, дочь Варвара Родченко, ее муж Николай Лаврентьев, его внук Александр Лаврентьев и его семья — небольшой, но очень сплоченный клан, заряженный творческой энергией. Как и для Александра Родченко, творчество стало главным в их жизни. А еще они посвятили эту жизнь сохранению наследия Александра Родченко и служению фотографии. Благодаря им работы Родченко заново узнал мир и его страна. Если бы не было этой семьи, возможно, не появился бы и первый фотографический музей в России — Московский Дом фотографии. В доме Родченко, вместе с семьей Родченко мы открывали и изучали историю русской фотографии, которую нельзя представить без Александра Родченко.
Ольга Свиблова, директор музея «Московский Дом фотографии»