Мультимедиа Арт Музей, Москва | Выставки | Александр Родченко - Московские открытки

Друзья, во вторник, 24 декабря, музей будет закрыт.

Александр Родченко
Московские открытки

Александр Родченко.
Шуховская башня. 
1926 Александр Родченко.
Пожарная лестница.
Из серии «Дом на Мясницкой». 
1925 Александр Родченко.
Пушкинская площадь. Папиросница Моссельпрома. 
1926 Александр Родченко.
Колонна спортивного общества «Динамо». 
1935

Александр Родченко. Шуховская башня. 1926

Александр Родченко. Пожарная лестница. Из серии «Дом на Мясницкой». 1925

Александр Родченко. Пушкинская площадь. Папиросница Моссельпрома. 1926

Александр Родченко. Колонна спортивного общества «Динамо». 1935

Вена, 11.11.2004—30.01.2005

выставка завершилась

Еврейский музей

Dorotheergasse 11
http://www.jmw.at

Поделиться с друзьями

Выставка организована в рамках «Европейского месяца фотографии»

Кураторы: Ольга Свиблова, Александр Лаврентьев
Дизайн выставки: Томас Гейслер. Кристоф Нардин
Подписи к фотографиям: Казимир Рейманн

Выставка организована в рамках «Европейского месяца фотографии»

Кураторы: Ольга Свиблова, Александр Лаврентьев
Дизайн выставки: Томас Гейслер. Кристоф Нардин
Подписи к фотографиям: Казимир Рейманн

Свернуть

 

Открытие Открытие Открытие

О выставке

В 1932 году издательство о «Изогиз», выпускавшее иллюстрированные фотоальбомы и знаменитый журнал «СССР на стройке», заказало художнику, дизайнеру и фотографу Александру Родченко съемку Москвы.

Он снимал город и раньше. Первые ракурсные снимки сделаны камерой «West Pocket Kodak» в 1925 году во дворе, с балкона и крыши своего дома на Мясницкой. Во время работы художником — постановщиком фильма «Москва в Октябре» в 1927 году он тщательно подбирал выразительные уголки города для натурных съемок. Как фоторепортер журналов «Даешь!», «Смена», газеты «Вечерняя Москва» снимал фотоочерки о новостройках. Его привлекали сюжеты и кадры двух типов.

С одной стороны — Родченко как художника, всего несколько лет назад перешедшего от абстрактной живописи к производственному искусству, всегда интересовало пространство, перспектива, архитектурная форма в кадре. Он постоянно экспериментировал с вариантами композиционного построения кадра, с точками съемки. Балконы, углы и ракурсы дома, где он жил, стали темой фотографий. Он снимал мачты электропередач и конструктивные постройки своих друзей архитекторов — Александра Веснина и Константина Мельникова. Новая архитектурная форма давала возможность найти выразительный кадр. Он укладывал объемы зданий в композиции кадра так, как если бы продолжал заниматься абстрактной геометрической живописью, но только при помощи фотоаппарата «Лейка».

Он выбирал верхние точки зрения в городе как наименее разработанные, как наиболее актуальные. Забирался в квадригу Аполлона над фронтоном Большого театра, снимал Петровку из окон верхних этажей, наблюдал перспективу улиц с крыши, снимая демонстрации на Пушкинской площади или Мясницкой улице. Ему нужна повышенная точка зрения для того, чтобы передать глубину, масштабность городского пространства, его насыщенность деталями.

С другой стороны — Родченко постоянно интересовала съемка городского быта, динамичной городской жизни, всего того ого, что современниками почти не замечается. По фотографиям Родченко можно судить о том, как люди одевались в конце 20-х — начале 1930-х годов, как двигались по улицам, садились в автобус или трамвай, какие вывески и объявления размещались над входом в магазины, как и где люди обедали, как чинили мостовую. Подобных событий жизни города бесконечное множество. И только фотоаппарат в силах угнаться за их чередой.

Оба типа решений, оба типа взглядов позволяли Родченко находить завершенные, самоценные, внутренне цельные, выразительные кадры. Они все — как открытки, каждая фотография может существовать независимо от других как отдельный штрих, факт, эпизод городской жизни, потому что модель Родченко — Москва — многолика.

В 1932 году съемка Москвы воплотилась в серию открыток. Это была одна из первых авторских серий в истории советской фотографии. Съемки памятников, видовые открытки существовали с начала XX века.

Родченко показывал свою Москву, в которой для него были важны такие вещи, как фабрика-кухня, телефонная будка или электростанция, спортивный парад, почтовый фургон, уличная торговля, гараж архитектора Мельникова. Он как художник, дизайнер и фотограф замечал, понимал и ценил изменения образов города во времени.

Александр Лаврентьев

Концепция дизайна выставки состоит в том, чтобы создать впечатление действующей фотолаборатории, в которой работает художник Александр Родченко.

дизайн выставки: фотолаборатория (тёмная комната) представляет собой экспериментальную площадку для творчества фотографа, самый захватывающий и важный момент для которого — момент проявления изображения на бумаге. Это воображаемая метафорическая лаборатория включает в себя два больших стола с 40 кюветами, наполненными водой. В каждом лотке с водой одна заламинированная фотография Родченко. Несколько фотографий приколоты к стене, несколько фотографий в раме, подготовленные для экспонирования на Венской выставке, стоят у стены... Таким образом создается полное впечатление, что Родченко лишь на минуту вышел из лаборатории...

стеллажи с почтовыми открытками: стеллажи с почтовыми открытками с фотографиями Родченко о Москве размещены в холле, кафетерии, книжном магазине Музея для привлечения посетителей на выставку Родченко, представленную на первом этаже (в это время в музее также экспонируется три другие выставки). Фотографии в форме почтовых открыток представляют собой серийную продукцию повседневного характера, и произведение искусства таким образом становится доступно каждому

Наш подход к представлению работ Родченко сосредоточен не на идее использовании оригинальной печати автора, а на значимости оригинального и современного взгляда фотографа на жизнь, подчеркивая вневременной характер его творчества и актуальность его художественного видения по отношению к настоящему.

Томас Гейслер, Кристоф Нардин [22-ого сентября 2004]