Александр Абаза. Гимнастика. Слева направо: Ольга Корбут, Любовь Бурда, Эльвира Саади, Любовь Богданова). Универсиада в Москве. 1973. Московский Дом фотографии
Александр Абаза. Сергей Бубка. 1984. Московский Дом фотографии
Александр Абаза. Старт. 1980. Московский Дом фотографии
Александр Абаза. Неудача. Универсиада в Софии. 1977. Московский Дом фотографии
Александр Абаза. Джамбульский суперфосфатный завод. 1987. Московский Дом фотографии
Александр Абаза. Ждановский металлургический завод. 1973. Московский Дом фотографии
Александр Абаза. Северобайкальск. БАМ. 1982. Московский Дом фотографии
Александр Абаза. Монтажники. Каршистрой. Узбекистан. 1972. Московский Дом фотографии
Александр Абаза. Окно-II. Москва. 1975. Московский Дом фотографии
Александр Абаза. Окно-III. Рига. 1992. Московский Дом фотографии
Александр Абаза. Подшипники. Вологда. 1972. Московский Дом фотографии
Александр Абаза. 1-е Мая. Москва. 1982. Московский Дом фотографии
Александр Абаза. 1-е Мая. Москва. 1982. Московский Дом фотографии
Александр Абаза. На параде. Москва. 7 ноября 1982. Московский Дом фотографии
Александр Абаза. На параде. Москва. 7 ноября 1981. Московский Дом фотографии
выставка завершилась
Зачастую снимки Александра Абазы выглядят так, будто знаешь их с детства. Даже если на самом деле никогда не видел. Есть в них что-то архетипическое, какая-то непрерывная формула стиля. До слез ностальгического, романтика которого родом из светлых
Фотография
То, что по сию пору называется у нас «художественной фотографией» — своеобразный феномен поздней советской культуры. Он апеллирует к интернациональной традиции формализма и «гуманистической фотографии» в тот момент, когда сама это фотография уже давно стала классикой. Тяготение к классическому, к пластическому идеалу визуального образа поддерживалось широкой сетью фотоклубов. Да и вообще, в стране, где повсеместное некачественное строительство заменило собой архитектуру, пресс-фотография была выведена за рамки любых эстетических норм, а общественность с жаром решала дилемму физиков и лириков, идеал «художественности» обладал всеобщим и почти религиозным авторитетом. Абаза и сам когда-то был членом народной фотостудии «Рига». Он пришел в фотографическую практику из «технарей», в какой-то момент расставшись с работой инженера-конструктора. Оттого, возможно, так стойко и хранил верность художественной фотографии в течение всей своей профессиональной жизни.
Его визуальная иконография — по крайней мере до девяностых годов — основывается на дуальной тематической конфигурации, которую в духе времени можно было бы описать формулой «мир и человек». У Абазы либо герой-личность выделен на фоне среды, либо мир-среда целиком заполняет кадр — как множество, как орнаментальная поверхность или выделенный фрагмент узора рукотворного или природного происхождения. «Много» для Абазы, вразрез с банальным представлением, начинается не с трех, а уже с двух. Групп равноправных персонажей на его фотокарточках практически нет: герой снимка — всегда явный лидер, всегда отделен, противопоставлен группе, хотя и не одинок. От человека к множеству нет переходных ступеней, и, собственно говоря, на абазовских фотографиях всегда виден только «человек», а не «люди». Пара персонажей — либо уже часть средового целого, либо еще единое композитное существо (как, например, спортсмены-фигуристы). А умножение единичного если и происходит, то, скорее, нефотографическим образом — через соединение нескольких снимков одного лица (или аналогичных фигур) в единую композицию («Юрий Никулин», «Гимнаст»). Что есть почти то же самое, что и повторяющийся элемент бесконечной последовательности.
Абазовские герои в равной степени могут оказываться рабочими, спортсменами, артистами, политическим деятелями и даже шедеврами искусства («Дни Леонардо да Винчи в ГМИИ». 1974). Причем это не только равенство, происходящее из социалистического коллективизма, но и знак равновеликости элементов мирового порядка, множества, состоящего из бесконечного числа взаимоподобных частей. И когда фотографии Абазы изображают «мир», то неизменно возникает фрагмент орнамента. Море знамен сменяется стройной рядоположенностью военных парадов и гражданских демонстраций. Рисунок лесосплава со снимка «Ожерелье» (1964) вспоминается при первом же взгляде на «Олимпийские автобусы» (1980). Ячеистая масса «Подшипников» (1972) двадцать лет спустя повторяется в структуре «Стаканов» (1995), а растрескавшаяся фактура почвы из серии «Узбекистан» (1976) находит близкую аналогию в мотивах местной архитектуры.
Слом этого гармоничного миропорядка происходит только на рубеже
Владимир Левашов
Абаза Александр Борисович
1934 — родился в Ленинграде.
1942 — после смерти матери был вывезен с детским домом из блокадного Ленинграда в Горьковскую область, Сергачевский район, село Гагино.
1948 — вместе с воспитывавшей его тетей переехал в Ригу.
1953 — увлекся фотографией.
1954 — окончил Рижский политехнический техникум.
1954 — 1958 — служил на флоте.
1958 — 1969 — работал инженером-конструктором на Рижском электромашиностроительном заводе (РЭЗ).
С 1964 — член народной фотостудии «Рига»; начал работать в качестве фотографа для республиканских газет «Советская Латвия», «Советская молодежь».
1969 — переехал в Москву; работал в редакции газеты «Советская культура».
1971 — 1996 — фотокорреспондент газеты «Комсомольская правда».
Участник и лауреат Всесоюзных и международных конкурсов фотографии. Обладатель Гран-при конкурса «Серебряная камера-2001», организованного музеем «Московский Дом фотографии». Живет и работает в Москве.