Ээро Сааринен. Коллекция «Pedestal»: стул и кресло «Тюльпан», табурет. 1957 © Knoll
Ээро Аарнио. Кресло-шар (1963) и кресло «Pastil» (1967) © Eero Aarnio Archive
Алвар Аалто. Изготовление вазы «Savoy» на фабрике «Iittala». 1936 © Iittala
Архитектор Алвар Аалто. 1970 © Ensio Ilmonen for Lehtikuva Предоставлено Iittala
Илмари Тапиоваара с моделью стула «Domus». 1946 © Design Museum Helsinki
Майя Изола. Принт «Чайка». 1961 © Marimekko Предоставлено Музеем дизайна, Хельсинки
Кай Франк. Сервиз «Kilta». 1948—1952 © Rauno Traskelin Предоставлено Музеем дизайна, Хельсинки
Майя Изола. Принт «Unikko». 1964 © Marimekko
Onar Studios. Коллекция ONAR BLANK, осень—зима 2017 © Kristiina Mannikko Предоставлено ONAR Studios
Минна Парикка. Туфли «Зайчики». 2014 © Minna Parikka
Avanto Architects. Общественная сауна «Löyly». 2016 © Avanto Architects 2016
выставка завершилась
Выставка «33 революции» предлагает взглянуть на прошлое и настоящее финского дизайна. Каждый представленный экспонат или проект в свое время стал символом наступления новой эры, послужил отправной точкой для нового мышления. Экспозиция призвана рассказать о том, как на протяжении ста лет именно в работах дизайнеров находили выражение коренные изменения, происходившие в финском обществе. Данная выставка является одним из крупнейших мероприятий, проходящих в России в связи со столетием независимости Финляндии.
Финское общество можно назвать одним из самых эгалитарных в мире. Так, в 1906 году Финляндия стала первой страной в Европе, предоставившей избирательное право женщинам. Демократические принципы получили отражение и в дизайне предметов обихода. Финский дизайн доступен всем, вне зависимости от возраста, гендерной принадлежности или происхождения.
Вещи, представленные на выставке, проделали невероятно долгий путь от первоначальной идеи к пользователю. Тщательность разработки принесла им коммерческий успех и сделала настоящей классикой. И что самое главное — все эти предметы, придуманные и восемьдесят, и пятьдесят, и тридцать лет назад, до сих пор используются людьми по всему миру.
«Экспонаты подобраны специально для российской аудитории. Мы обращаемся к темам, одинаково близким обоим народам: народным преданиям, традиционным орнаментам, природе Арктики, ремеслам, деревянному строительству и банной культуре», — подчеркивает куратор выставки Суви Салониеми.
В состав экспозиции вошли такие шедевры финского дизайна, как кресло, созданное Алваром Аалто для санатория «Паймио» в 1930-е годы: его конструкция способствовала успешному выздоровлению больных туберкулезом. К числу таких же классических работ принадлежит и элегантное кресло-шар Ээро Аарнио: воплощенный идеал мебели из нового материала — стекловолокна, освоенного промышленными дизайнерами в 1960-е годы. Свою лепту в формирование международной известности финского дизайна внесли ожерелье «Астероидные долины» Бьорна Векстрёма, украшавшее шею принцессы Леи в фильме «Звездные войны», и стаканы Тапио Вирккалы «Ultima Thule», разработанные для авиакомпании «Finnair».
В Финляндии дизайн воспринимается как важное средство для улучшения качества жизни и общего благосостояния. В течение ста лет в повышении эффективности различных систем социального обеспечения, в том числе здравоохранения и образования, огромную роль играли дизайнерские решения. На выставке демонстрируется «материнский пакет», который финское государство начало массово распространять в 1940-е годы. Чтобы его получить, будущая мать должна была обратиться в женскую консультацию. Это обеспечило приток молодых матерей в сферу общего здравоохранения и снизило младенческую смертность. Коробку, в которой поставлялся набор, можно было использовать вместо колыбели. Один из недавних примеров социальной функции дизайна — школа Кирккоярви (г. Эспоо), спроектированная бюро «Verstas arkkitehdit» в 2011 году: архитектура и дизайн интерьера создают здесь наиболее комфортную обстановку для учащихся.
«Финский дизайн пока не очень известен в России, — отмечает руководитель проекта Мартта Лоуэкари из компании «Juni Communications». — Это событие для нас — шаг к установлению нового диалога и будущего сотрудничества».
Выставка «33 революции» сопровождается лекционной и детской программами.
Партнеры детской программы издательства «Zangavar» и «Эксмо».
В 1954 году Туве Янссон приняла предложение газеты «Evening News», начать публикацию авторских комиксов о муми-троллях. Их читали 20 миллионов человек ежедневно более чем в 40 странах на протяжении 20 лет. Впервые на русском языке Полное собрание комиксов Туве Янссон в пяти томах выпускает «Zangavar».
Дизайн выставки разработан датским агентством «E-Types».
Организаторы благодарят за предоставление экспонатов: Anttinen Oiva architects, Artek, Avanto Architects, Avarte, Com-pa-ny, Design House Stockholm, Design Museum Finland, Eero Aarnio Originals, Fiskars, Innolux, Iittala, KELA, Klaus Haapaniemi, Knoll, Kyrö Distillery, Lapponia, Marimekko, Minna Parikka, Museum of Finnish Architecture, Nokia, ONAR Studios, OURA, Ragamuf, YIT, Verstas Architects, Vuokko