Мультимедиа Арт Музей, Москва | Выставки | Брассай, Валери Белен, Ателье Бальдю, Рене Бартелеми, Теофиль Фео, Александр Феррье - 100 х Франция — Французская фотография от истоков до наших дней

100 х Франция — Французская фотография от истоков до наших дней
Брассай, Валери Белен, Ателье Бальдю, Рене Бартелеми, Теофиль Фео, Александр Феррье

Теофиль Фео.
Строительство Эйфелевой башни: 
июнь 1888 г., 14 октября 1888 г. и 20 января 1889 г.
Всемирная выставка 1889 г. отмечает столетие Французской революции. Парижане приходят семьями понаблюдать за строительством башни по проекту инженера Гюстава Эйфеля (1832–1923). 
Сооруженная специально для выставки, эта башня должна была быть демонтирована после ее окончания. Но это грандиозное строение удается спасти от разрушения в 1909 г., установив на его вершине (300 м) радиопередатчик.
Современная печать (2007) с оригинальных снимков из собрания Музея Орсэ, Париж.
Музей Орсэ, Париж. Дар Бернар Гранэ, ее детей и Соланж Гранэ, потомков Гюстава Эйфеля.
ФЕО Теофиль © Музей Орсэ, Париж / dist. RMN 67      
10 из 11 Есть мясники. Мясники есть. Нет только мяса. 
ок. 1943 г.
Во время войны реквизируется солома и фураж: и кормить домашний скот становится все труднее. В оккупированной зоне сложно найти мясо. Мясные лавки пусты. Но чувство юмора остается.
Оригинальный отпечаток. 
Собрание Габриеля Обуэна, Париж
Неизвестный фотограф © Haa /DR Приезд генерала де Голля (1890–1970) в парижскую Ратушу. 
24 августа 1944. 
На следующий день после освобождения Парижа генерал де Голль через весь город идет в собор Нотр-Дам. Тысячи ликующих парижан приветствуют того, кто будет Президентом Республики с 1958 по 1969 г. 
25 августа 1944 г. генерал произносит свою знаменитую речь: «Париж! Оскорбленный Париж! Разбитый Париж! Замученный Париж! Но Париж освобожденный!...»
Неизвестный фотограф © Собрание Габриэля Обуэна, Париж / DR Оккупация Парижа. 
ок. 1942 г.
В оккупированной Франции больше нет бензина. Все передвигаются на велосипедах. Каждый день приходится что-то придумывать. Но люди продолжают вклеивать в альбомы детские, семейные и бытовые фотографии.
Оригинальный отпечаток 
Неизвестный фотограф © Haa /DR Молодые люди на лугу. 
ок. 1936.
Франция парализована забастовками. Это приводит к тому, что в июне 1936 новое правительство Народного фронта принимает закон об оплачиваемых отпусках, сокращении рабочего времени, профсоюзных правах и обязательном школьном образовании. 
Более чем 600 000 французов впервые отправляются в отпуска.
Неизвестный фотограф © Haa /DR Ателье Бальдю
Декоративные элементы для новой Парижской Оперы Шарля Гарнье. 
ок. 1873.
Семьдесят три скульптора безостановочно трудятся над декоративным оформлением Оперы Гарнье. Богатый фасад на время работ остается скрыт занавесом: архитектор Шарль Гарнье (1825–1898) хотел сохранить эффект сюрприза до дня открытия. 
С 1839 г. для фотографической печати используется соленая бумага, изображение на которой является результатом прямого воздействия света (видимая печать), после чего отпечаток вирировался и закреплялся.
Соленая бумага.
БАЛЬДЮ, Ателье © Собрание Габриэля Обуэна, Париж Рене Бартелеми.
Получение изображения от радиопередатчика газеты Пти-Паризьен, установленного на Эйфелевой башне. 
февраль 1930. 
Французский инженер Рене Бартелеми стал пионером разработок в области телевидения; он осуществил первые передачи изображений с Эйфелевой башни. Вертикальные линии восстанавливают сюжет. Цианотипия – уникальный процесс создания отпечатков голубого цвета. 
Этот дешевый и простой метод использовался главным образом учеными и архитекторами для документального сопровождения собственных работ.
Цианотипия
БАРТЕЛЕМИ Рене © Собрание Габриэля Обуэна, Париж Валери Белен.
Без названия. 
2000. 
Великолепно наряженная и богато украшенная невеста превращена в монументальную скульптуру. Марокканская женщина, равнодушная и неприметная, как бы исчезла под окутывающем ее нарядом. Валери Белен «пишет» светом и тенью. 
Черный у нее глубокий, белый – интенсивный. В своем фотографическом творчестве она играет с телом модели, с ее внутренней обнаженностью. Она отражение зеркала.
Выставочный отпечаток.
БЕЛЕН Валери © Валери Белен Брассай.
Влюбленные в маленьком парижском кафе на пляс д’Итали. 
ок. 1932.
Брассай любит Париж, Париж шпаны, проституток, кабаре, неожиданных встреч. А также Париж баров, в которых засиживаются влюбленные. Он – с набриолиненными волосами, она – улыбающаяся и влюбленная. Зеркало множит их страстный порыв. 
Венгр Брассай приехал в Париж в 1924 г. Гениальный фотограф-гуманист первый идет навстречу таинственному и поэтическому «Ночному Парижу», о котором он издаст знаменитую книгу в 1932 г.
Современная выставочная печать.
Архив Брассая, Париж.
БРАССАЙ © Архив Брассая / dist. RMN Семейный альбом. 
ок. 1895.
В семейной усадьбе юная хозяйка множит трогательные и наивные сцены. По техническим причинам (освещение) предпочтение отдается снимкам на природе. Увлекаются и фотографическими «оплошностями». 
Все снимки при этом аккуратно вклеиваются в семейный альбом.
Контратип страницы семейного альбома
Неизвестный фотограф © Haa Александр Феррье.
Башня Сен-Жак, Париж. 
ок. 1864.
Башня Сен-Жак в самом центре Парижа – это все, что осталось от церкви, разрушенной во время революции. При перестройке города префектом Османом (1809–1891), она стала украшением новой транспортной артерии – будущей улицы Риволи. 
Альбуминовая печать – печать на тонком листе бумаги, покрытом слоем соленого альбумина (яичный белок) и светочувствительным нитратом серебра – обладала мягким матовым блеском. Эта техника, изобретенная в 1850 г., была широко распространена в 1860-е и использовалась вплоть до начала ХХ века.
Альбуминовый отпечаток
ФЕРРЬЕ Александр © Коллекция Габриэля Обуэна, Париж

Теофиль Фео. Строительство Эйфелевой башни: июнь 1888 г., 14 октября 1888 г. и 20 января 1889 г. Всемирная выставка 1889 г. отмечает столетие Французской революции. Парижане приходят семьями понаблюдать за строительством башни по проекту инженера Гюстава Эйфеля (1832–1923). Сооруженная специально для выставки, эта башня должна была быть демонтирована после ее окончания. Но это грандиозное строение удается спасти от разрушения в 1909 г., установив на его вершине (300 м) радиопередатчик. Современная печать (2007) с оригинальных снимков из собрания Музея Орсэ, Париж. Музей Орсэ, Париж. Дар Бернар Гранэ, ее детей и Соланж Гранэ, потомков Гюстава Эйфеля. ФЕО Теофиль © Музей Орсэ, Париж / dist. RMN 67 10 из 11

Есть мясники. Мясники есть. Нет только мяса. ок. 1943 г. Во время войны реквизируется солома и фураж: и кормить домашний скот становится все труднее. В оккупированной зоне сложно найти мясо. Мясные лавки пусты. Но чувство юмора остается. Оригинальный отпечаток. Собрание Габриеля Обуэна, Париж Неизвестный фотограф © Haa /DR

Приезд генерала де Голля (1890–1970) в парижскую Ратушу. 24 августа 1944. На следующий день после освобождения Парижа генерал де Голль через весь город идет в собор Нотр-Дам. Тысячи ликующих парижан приветствуют того, кто будет Президентом Республики с 1958 по 1969 г. 25 августа 1944 г. генерал произносит свою знаменитую речь: «Париж! Оскорбленный Париж! Разбитый Париж! Замученный Париж! Но Париж освобожденный!...» Неизвестный фотограф © Собрание Габриэля Обуэна, Париж / DR

Оккупация Парижа. ок. 1942 г. В оккупированной Франции больше нет бензина. Все передвигаются на велосипедах. Каждый день приходится что-то придумывать. Но люди продолжают вклеивать в альбомы детские, семейные и бытовые фотографии. Оригинальный отпечаток Неизвестный фотограф © Haa /DR

Молодые люди на лугу. ок. 1936. Франция парализована забастовками. Это приводит к тому, что в июне 1936 новое правительство Народного фронта принимает закон об оплачиваемых отпусках, сокращении рабочего времени, профсоюзных правах и обязательном школьном образовании. Более чем 600 000 французов впервые отправляются в отпуска. Неизвестный фотограф © Haa /DR

Ателье Бальдю Декоративные элементы для новой Парижской Оперы Шарля Гарнье. ок. 1873. Семьдесят три скульптора безостановочно трудятся над декоративным оформлением Оперы Гарнье. Богатый фасад на время работ остается скрыт занавесом: архитектор Шарль Гарнье (1825–1898) хотел сохранить эффект сюрприза до дня открытия. С 1839 г. для фотографической печати используется соленая бумага, изображение на которой является результатом прямого воздействия света (видимая печать), после чего отпечаток вирировался и закреплялся. Соленая бумага. БАЛЬДЮ, Ателье © Собрание Габриэля Обуэна, Париж

Рене Бартелеми. Получение изображения от радиопередатчика газеты Пти-Паризьен, установленного на Эйфелевой башне. февраль 1930. Французский инженер Рене Бартелеми стал пионером разработок в области телевидения; он осуществил первые передачи изображений с Эйфелевой башни. Вертикальные линии восстанавливают сюжет. Цианотипия – уникальный процесс создания отпечатков голубого цвета. Этот дешевый и простой метод использовался главным образом учеными и архитекторами для документального сопровождения собственных работ. Цианотипия БАРТЕЛЕМИ Рене © Собрание Габриэля Обуэна, Париж

Валери Белен. Без названия. 2000. Великолепно наряженная и богато украшенная невеста превращена в монументальную скульптуру. Марокканская женщина, равнодушная и неприметная, как бы исчезла под окутывающем ее нарядом. Валери Белен «пишет» светом и тенью. Черный у нее глубокий, белый – интенсивный. В своем фотографическом творчестве она играет с телом модели, с ее внутренней обнаженностью. Она отражение зеркала. Выставочный отпечаток. БЕЛЕН Валери © Валери Белен

Брассай. Влюбленные в маленьком парижском кафе на пляс д’Итали. ок. 1932. Брассай любит Париж, Париж шпаны, проституток, кабаре, неожиданных встреч. А также Париж баров, в которых засиживаются влюбленные. Он – с набриолиненными волосами, она – улыбающаяся и влюбленная. Зеркало множит их страстный порыв. Венгр Брассай приехал в Париж в 1924 г. Гениальный фотограф-гуманист первый идет навстречу таинственному и поэтическому «Ночному Парижу», о котором он издаст знаменитую книгу в 1932 г. Современная выставочная печать. Архив Брассая, Париж. БРАССАЙ © Архив Брассая / dist. RMN

Семейный альбом. ок. 1895. В семейной усадьбе юная хозяйка множит трогательные и наивные сцены. По техническим причинам (освещение) предпочтение отдается снимкам на природе. Увлекаются и фотографическими «оплошностями». Все снимки при этом аккуратно вклеиваются в семейный альбом. Контратип страницы семейного альбома Неизвестный фотограф © Haa

Александр Феррье. Башня Сен-Жак, Париж. ок. 1864. Башня Сен-Жак в самом центре Парижа – это все, что осталось от церкви, разрушенной во время революции. При перестройке города префектом Османом (1809–1891), она стала украшением новой транспортной артерии – будущей улицы Риволи. Альбуминовая печать – печать на тонком листе бумаги, покрытом слоем соленого альбумина (яичный белок) и светочувствительным нитратом серебра – обладала мягким матовым блеском. Эта техника, изобретенная в 1850 г., была широко распространена в 1860-е и использовалась вплоть до начала ХХ века. Альбуминовый отпечаток ФЕРРЬЕ Александр © Коллекция Габриэля Обуэна, Париж

Якутск, 6.04.2010—10.05.2010

выставка завершилась

Национальный художественный музей Республики Саха (Якутия)

ул. Кирова, 9

Поделиться с друзьями

В рамках Года Россия-Франция-2010.
Куратор выставки: Софи Шмит
В рамках Года Россия-Франция-2010.
Куратор выставки: Софи Шмит

Свернуть

Расписание выставки

  • 5.03.2010—23.03.2010

    Хабаровск

    Дальневосточный художественный музей

  • 6.04.2010—10.05.2010

    Якутск

    Национальный художественный музей Республики Саха (Якутия)

О выставке

«То, что Фотография до бесконечности воспроизводит, имело место всего один раз; она до бесконечности повторяет то, что уже никогда не может повториться в плане экзистенциальном», Ролан Барт.

Когда в 1839 году мир открыл для себя фотографию — удивлению и восторгу не было предела. Мечта стала явью.

Этот проект рассказывает историю, которая, как принято считать, началась в Париже и продолжается до наших дней.

Представленные фотографии были отобраны из тысячи снимков трех крупнейших мировых собраний — Национальной библиотеки Франции, музея д’Орсэ и Центра Помпиду в Париже.

Министерство культуры, парижская Высшая национальная школа изобразительных искусств, Фонд Жак-Анри Лартига, Фонд Брассая, частные коллекционеры, фотографы и их правопреемники поддержали этот проект.

Каждая фотография сопровождается текстом о снимке и его авторе, о Франции и французах, о Париже. Выбор только одной работы каждого фотографа позволил представить наряду с признанными талантами — среди которых Нисефор Ньепс, Луи-Адольф Эмбер де Молар, Гюстав Ле Грей, Шарль Нэгр, Эжен Кювелье, братья Биссон, Феликс Надар, Эжен Атже — менее известных и редко выставляемых фотографов — Эдуара Бальдю, Шарля Марвиля, Огюста Коллара, а также снимки анонимных или знаменитых любителей — Жак-Анри Лартига и графа Робера де Монтескью.

История фотографии была бы не полной без представления о развитии фотографических техник. Сначала технология совершенствуется благодаря богатым изобретателям, страстным любителям фотографии. По мере развития технических возможностей (тиражирование, сокращение времени экспозиции. ..) она превращается в товар, благодаря таким талантливым фотографам, как Феликс Надар и Майер & Пирсон. При Наполеоне III (1852—1870), она служит инструментом имперской пропаганды, и во всю свою дальнейшую историю выступает свидетелем урбанистических (стройки Парижа), политических (Коммуна) и социальных (массовое переселение из деревень в города) потрясений постоянно меняющегося общества.

А еще фотография всегда существовала где-то между искусством и наукой. В 1839 году министр и ученый Франсуа Араго пророчит фотографии научные достижения. Фотография — этот разнообразный «репертуар образов» — может подвергаться изучению, классификации, сравнению, анализу астрономами братьями Анри, основателем парижской службы судебной идентификации Альфонсом Бертильоном, психиатром доктором Равиаром и физиологом Жюлем Марей. Другой физиолог, Дюшен де Булонь, сделал фотографический «каталог выражений эмоций» студенческим пособием в Парижской школе изобразительных искусств.

Замечательные французские фотографы Шарль Нэгр и Гюстав Ле Грей были живописцами. А знаменитые художники Эжен Делакруа и Эдгар Дега использовали фотографию, составляя коллекции «иконографических поз».

В начале ХХ века фотографы-пикториалисты — среди них Констан Пюйо — пытаются получить фактуру близкую к живописной посредством оригинальной композиции и новым способам печати. После ужасов войны 1914—1918 годов сюрреалисты начинают проводить технические эксперименты. У Ман Рэя, Доры Маар и Рауля Юбака фотография уже не просто «изображение», — она становится «предметом» творчества.

Однако, начиная с 1930 года, фотографы-гуманисты Брассай, Андре Кертес, Робер Дуано ищут встречи с поэтическим Парижем, городом мальчишек, шпаны и влюбленных. С развитием журналистики Жанин Ньепс и Сабин Вайс становятся фоторепортерами и освещают политические и социальные события. Фотография теперь везде — в журналах, книгах, афишах. Создавая свои фотографии моды, Фрэнк Хорват предпочитает студии улицу. Агентства множатся. Один из учредителей агентства «Магнум», созданного в 1947 году, Анри Картье-Брессон выслеживает «решающий момент». В сотрудничестве с Мартиной Франк и Раймоном Депардоном Картье-Брессон сам контролирует использование и продажу своих произведений. Жиль Карон — «фотограф-журналист», освещает события в самых горячих точках, что приводит его к гибели. Жанлу Сиефф фотографирует много — отмечая своими работами весь свой творческий путь. Анес Варда увековечивает Жерара Филиппа на сцене Авиньонского фестиваля, прежде чем полностью погрузиться в кино и «современное искусство».

Один только шаг отделяет фотографию от изобразительных искусств. Бернар Фокон, Патрик Тозани, Валери Белен, Франк Перрен, Валерии Жув используют фотографию как средство творчества, как инструмент на службе у художника. Для Бернара Плоссю и Жоржа Русса она — сама «память». У Жан-Марка Бустаманте она становится «Картиной». А Бернар Лавье и вовсе не фотограф.

Этой выставкой нам хотелось подчеркнуть удивительную жизнеспособность явления, родившегося во Франции менее двух веков тому назад.

Пусть фотография позволит каждому из нас рассказать самому себе какую-нибудь историю.

«Фотография не сообщает (не обязательно сообщает) о том, чего уже нет, но исключительно и наверняка о том, что было». Ролан Барт, Camera lucida. Комментарий к фотографии. (Перевод Михаила Рыклина), 1980.

Софи Шмит,
Куратор выставки


N. B. : Из соображений сохранности старые фотографии, представленные на выставке, отпечатаны современным способом обладателями оригиналов и под их наблюдением.

Куратор выставки
Софи Шмит — искусствовед, журналист и независимый куратор. Ее последние выставки: «Париж в Шанхае. Три поколения французских фотографов» (Музей изобразительных искусств, Шанхай, 2005), «Призраки Одессы Кристиана Болтански» (Биеннале современного искусства, Москва, 2005), «Третий глаз. Фотография и Оккультизм» (Европейский дом фотографии, Париж, 2004—2005, Метрополитен-музей, Нью Йорк, 2005—2006).

В рамках

Год Россия-Франция 2010
 

При поддержке

Culturesfrance

а также

Array

Culturesfrance