Теофиль Фео. Строительство Эйфелевой башни: июнь 1888 г., 14 октября 1888 г. и 20 января 1889 г. Всемирная выставка 1889 г. отмечает столетие Французской революции. Парижане приходят семьями понаблюдать за строительством башни по проекту инженера Гюстава Эйфеля (1832–1923). Сооруженная специально для выставки, эта башня должна была быть демонтирована после ее окончания. Но это грандиозное строение удается спасти от разрушения в 1909 г., установив на его вершине (300 м) радиопередатчик. Современная печать (2007) с оригинальных снимков из собрания Музея Орсэ, Париж. Музей Орсэ, Париж. Дар Бернар Гранэ, ее детей и Соланж Гранэ, потомков Гюстава Эйфеля. ФЕО Теофиль © Музей Орсэ, Париж / dist. RMN 67 10 из 11
Есть мясники. Мясники есть. Нет только мяса. ок. 1943 г. Во время войны реквизируется солома и фураж: и кормить домашний скот становится все труднее. В оккупированной зоне сложно найти мясо. Мясные лавки пусты. Но чувство юмора остается. Оригинальный отпечаток. Собрание Габриеля Обуэна, Париж Неизвестный фотограф © Haa /DR
Приезд генерала де Голля (1890–1970) в парижскую Ратушу. 24 августа 1944. На следующий день после освобождения Парижа генерал де Голль через весь город идет в собор Нотр-Дам. Тысячи ликующих парижан приветствуют того, кто будет Президентом Республики с 1958 по 1969 г. 25 августа 1944 г. генерал произносит свою знаменитую речь: «Париж! Оскорбленный Париж! Разбитый Париж! Замученный Париж! Но Париж освобожденный!...» Неизвестный фотограф © Собрание Габриэля Обуэна, Париж / DR
Оккупация Парижа. ок. 1942 г. В оккупированной Франции больше нет бензина. Все передвигаются на велосипедах. Каждый день приходится что-то придумывать. Но люди продолжают вклеивать в альбомы детские, семейные и бытовые фотографии. Оригинальный отпечаток Неизвестный фотограф © Haa /DR
Молодые люди на лугу. ок. 1936. Франция парализована забастовками. Это приводит к тому, что в июне 1936 новое правительство Народного фронта принимает закон об оплачиваемых отпусках, сокращении рабочего времени, профсоюзных правах и обязательном школьном образовании. Более чем 600 000 французов впервые отправляются в отпуска. Неизвестный фотограф © Haa /DR
Ателье Бальдю Декоративные элементы для новой Парижской Оперы Шарля Гарнье. ок. 1873. Семьдесят три скульптора безостановочно трудятся над декоративным оформлением Оперы Гарнье. Богатый фасад на время работ остается скрыт занавесом: архитектор Шарль Гарнье (1825–1898) хотел сохранить эффект сюрприза до дня открытия. С 1839 г. для фотографической печати используется соленая бумага, изображение на которой является результатом прямого воздействия света (видимая печать), после чего отпечаток вирировался и закреплялся. Соленая бумага. БАЛЬДЮ, Ателье © Собрание Габриэля Обуэна, Париж
Рене Бартелеми. Получение изображения от радиопередатчика газеты Пти-Паризьен, установленного на Эйфелевой башне. февраль 1930. Французский инженер Рене Бартелеми стал пионером разработок в области телевидения; он осуществил первые передачи изображений с Эйфелевой башни. Вертикальные линии восстанавливают сюжет. Цианотипия – уникальный процесс создания отпечатков голубого цвета. Этот дешевый и простой метод использовался главным образом учеными и архитекторами для документального сопровождения собственных работ. Цианотипия БАРТЕЛЕМИ Рене © Собрание Габриэля Обуэна, Париж
Валери Белен. Без названия. 2000. Великолепно наряженная и богато украшенная невеста превращена в монументальную скульптуру. Марокканская женщина, равнодушная и неприметная, как бы исчезла под окутывающем ее нарядом. Валери Белен «пишет» светом и тенью. Черный у нее глубокий, белый – интенсивный. В своем фотографическом творчестве она играет с телом модели, с ее внутренней обнаженностью. Она отражение зеркала. Выставочный отпечаток. БЕЛЕН Валери © Валери Белен
Брассай. Влюбленные в маленьком парижском кафе на пляс д’Итали. ок. 1932. Брассай любит Париж, Париж шпаны, проституток, кабаре, неожиданных встреч. А также Париж баров, в которых засиживаются влюбленные. Он – с набриолиненными волосами, она – улыбающаяся и влюбленная. Зеркало множит их страстный порыв. Венгр Брассай приехал в Париж в 1924 г. Гениальный фотограф-гуманист первый идет навстречу таинственному и поэтическому «Ночному Парижу», о котором он издаст знаменитую книгу в 1932 г. Современная выставочная печать. Архив Брассая, Париж. БРАССАЙ © Архив Брассая / dist. RMN
Семейный альбом. ок. 1895. В семейной усадьбе юная хозяйка множит трогательные и наивные сцены. По техническим причинам (освещение) предпочтение отдается снимкам на природе. Увлекаются и фотографическими «оплошностями». Все снимки при этом аккуратно вклеиваются в семейный альбом. Контратип страницы семейного альбома Неизвестный фотограф © Haa
Александр Феррье. Башня Сен-Жак, Париж. ок. 1864. Башня Сен-Жак в самом центре Парижа – это все, что осталось от церкви, разрушенной во время революции. При перестройке города префектом Османом (1809–1891), она стала украшением новой транспортной артерии – будущей улицы Риволи. Альбуминовая печать – печать на тонком листе бумаги, покрытом слоем соленого альбумина (яичный белок) и светочувствительным нитратом серебра – обладала мягким матовым блеском. Эта техника, изобретенная в 1850 г., была широко распространена в 1860-е и использовалась вплоть до начала ХХ века. Альбуминовый отпечаток ФЕРРЬЕ Александр © Коллекция Габриэля Обуэна, Париж
выставка завершилась
ул. Кирова, 9
Хабаровск
Дальневосточный художественный музей
Якутск
Национальный художественный музей Республики Саха (Якутия)