27/VII.
27 июля, на 94 году жизни, ушла из жизни Варвара Родченко — дочь великих русских авангардистов Александра Родченко и Варвары Степановой.
Выдающийся человек удивительной силы и целостности. Сама художник-график, оформитель журналов «Декоративное искусство СССР», «Клуб и художественная самодеятельность», «Юность», «Советский экран» и других изданий, в которых, пусть в минимальных дозах, допускалось свежее слово, свежий образ и новое дыхание советской культуры.
Варвара Александровна была замечательным живописцем, писала маслом, акварелью, делала фотограммы. Творчество во всех его проявлениях было главным смыслом ее жизни. Без Варвары Александровны, ее мужа Николая Лаврентьева и их сына Александра Лаврентьева не было бы спасено творческое наследие классиков русского авангарда. О Родченко и Степановой не узнал бы мир, не узнали бы мы, наша страна. Многие годы она отдала подготовке к печати дневников, статей и архивных материалов Родченко и Степановой — бесценных свидетельств художественной жизни России XX века.
Варвару Родченко вообще не интересовало всё бытовое и материальное в жизни. То, что обычно тяготит человека и определяет бренное существование на этой земле, было бесконечно далеко от Варвары Родченко. Наверное, поэтому пять поколений Родченко предпочли материальному благу творчество и жизнь в культуре.
Без Варвары Александровны не родился бы наш музей. В самый трудный момент, когда руки опускались и хотелось все бросить, простые и светлые советы Варвары Александровны помогали посмотреть на жизнь с другой, неожиданной точки зрения. Именно этот завет оставил нам Александр Родченко. И силы возвращались.
Я не говорю о том, как наш музей, Музей Маяковского, ГМИИ им. Пушкина и все крупнейшие зарубежные музеи — Центр Помпиду, MoMA и др., которые бережно хранят работы Александра Родченко как бесценные драгоценности, благодарны за дар Варвары Александровны.
Без Варвары Родченко были бы невозможны уникальные издания дневников, статей и заметок Александра Родченко и Варвары Степановой, дающие нам возможность почувствовать контекст, в котором рождались великие достижения русского авангарда.
Варвара Александровна сотрудничала с ГМИИ им. Пушкина, Государственной Третьяковской Галереей, Музеем Маяковского и нашим музеем. Готовя выставки и экспозиции, помогала бесценными советами, а уникальные воспоминания Варвары Александровны и её мужа Николая Лаврентьева, также замечательного художника, фотографа, оформителя книг, помогли восстановлению прерванной истории российского искусства и российской фотографии.
Светлая память этому светлому, сильному и невероятно талантливому человеку и огромный поклон и благодарность за тот вклад, который она своей жизнью и деятельностью внесла в развитие российской культуры.
Ольга Свиблова