кино07/V 17:00. Кинозал
«Оскар» — суперзвезда. Нет в мире награды более популярной и желанной, чем премия Американской Киноакадемии. Слава этого приза не знает государственных границ — несмотря на то, что неамериканские фильмы могут попасть только в избранные номинации. Среди них — категория короткометражного кино. Здесь собираются выдающиеся фильмы со всего света.
В шорт-листе игровых короткометражек, претендующих на «Оскар-2017», — только европейцы. Роскошная франко-швейцарская фантазия «Женщина и скоростной поезд» с великой Джейн Биркин — образец сентиментальной красоты в духе «Амели». Французский психологический триллер о пороках европейской демократии «Внутренние враги» — кино с высокой социальной ответственностью. «Тихие ночи» из Дании превращают актуальную тему африканских мигрантов в идеальную любовную мелодраму. Венгерская драма «Хор» — шедевр морального беспокойства, частная история, в которой отражается глобальное общественное устройство. Испанская комедия «Таймкод», уже отхватившая золото Каннского фестиваля, — универсальный праздник чистого кино, остроумный, чувственный, пластичный. Пять фильмов, которые нельзя пропустить и невозможно забыть.
Возрастное ограничение: 16+
Хронометраж: 133 минуты
Страна: Франция, Венгрий, Швеция, Дания, Испания
Языки: Французский, испанский, венгерский, датский с субтитрами
Год выпуска: 2015-2016
Все вместе (Mindenki)
Криштоф Деак, Венгрия, 2015; 26 минут
Зофья — новенькая в будапештской школе, известной своим хором, многократным лауреатом-дипломантом-призером. Девочка обожает петь, а принцип директора школы предельно демократичен: у каждого, кто любит петь, есть право выступать в хоре. Но любить и уметь петь — разные вещи: и вот учительница музыки придумывает хитрый (и не очень честный) способ для достижения победных результатов...
Сильнейший венгерский «Хор» (в оригинале он называется «Все») напоминает о легендарном направлении в восточноевропейском кино ХХ века — фильмах морального беспокойства. Это когда в простой и, вроде бы, локальной истории отражается весь социум с его несправедливостью, ложью и лицемерием. Киноакадемия не случайно обратила внимание именно на эту картину: помимо профессиональных достоинств и мощного драматизма в ней есть действенный заряд оптимизма. Не надо бояться, не надо пасовать перед злом — и всё получится. Выход есть.
Внутренние враги (Ennemis intérieurs)
Селим Аззиза, Франция, 2015; 28 минут
1996-й. Учитель с алжирским паспортом решил официально получить французское гражданство: он родился в Алжире, когда тот еще был частью Франции, и всю жизнь провел в этой стране. Казалось бы, формальность — но не для офицера полиции, учиняющего заявителю суровый допрос с пристрастием. Всё начинается с невинных общих мест — «Вы знаете девиз Французской республики?», «Чем была Бастилия до революции 14 июля?», и заканчивается чуть ли не обвинением в терроризме — на том основании, что учитель ходил в мечеть и обсуждал ислам с соседями...
Действие датировано 1996-м годом — еще не случилась трагедии 11 сентября, и мир пока не охвачен антитеррористической паранойей. Однако для режиссера Селима Аззиза повседневный расизм и обыкновенный полицейский фашизм — патология, которой Франция больна давно; равенство и братство остались только в девизе. Аззиз — опытный монтажер звуковых эффектов, работавший на блокбастерах «Александр», «Вавилон н.э.» и «Невероятное приключение мистера Спивета». Для режиссерского дебюта он выбрал неожиданно камерную историю — и превратил сюжет социальной драмы в настоящий триллер: диалог героев становится дуэлью, психологическим поединком, где ставка, может, и не жизнь, но свобода и достоинство. Вещи, не менее важные.
Женщина и поезд (La femme et le TGV)
Тимо фон Гунтен, Швейцария, 2016; 31 минута
Элиза Лафонтен — одинокая дама из идиллического городка Монбижу. Каждое утро она с улыбкой машет флажком проносящемуся мимо экспрессу, но, кажется, этот поезд — единственное, что еще радует Элизу, тогда как всё остальное больше раздражает. И её легендарная булочная, славившаяся на всю франкофонную Швейцарию шоколадными трюфелями, доживает последние дни: никто уже не ценит качество, довольствуясь дешевкой из сетевого немецкого супермаркета. Жизнь Элизы меняется с появлением необычного друга по переписке — кондуктора того самого поезда: скорость 300 километров в час не помешала ему разглядеть красивую женщину...
Трогательный и хрупкий романтический фильм о невероятной мечте основан, как ни удивительно, на реальных событиях. В прошлом году «Женщина и скоростной поезд» украсила кинофестиваль в Локарно — напоминающим об «Амели» сочетанием юмора, печали и выдумки, живописным стилем и, конечно, исполнительницей главной роли: это Джейн Биркин, икона ХХ века, секс-символ 1970-80-х годов, отчаянная подруга Сержа Генсбура (и мама Шарлотты Генсбур), актриса, певица и модель для подражания. Сегодня Биркин совершенно не боится своих лет: стареть тоже можно красиво.
Тихие ночи(Silent Nights)
Аске Банг, Дания, 2016; 31 минута
«Ты даже не представляешь, как в Дании холодно», — жалуется Кваме, нелегальный эмигрант из Ганы, своей оставшейся в африканской деревне жене. Кваме — бездомный, собирает бутылки и копейки, дрожит от холода и голода и получает насмешки и удары — и от других нелегалов в том числе. Даже миска дармовой похлебки и место в ночлежке «Армии спасения» достаются не каждую ночь — беспросветное существование. Которое неожиданно согревает любовь к одинокой и неустроенной волонтерше Ингер...
Высококлассная мелодрама находит современных Ромео и Джульетту — любовников, разделенных, увы, непримиримыми противоречиями — в уютном Копенгагене, наших, таких далеких от Шекспира дней, когда цивилизация почти стерла серьезные социальные различия. Спасибо новому глобальному кризису: в его свете даже старинная рождественская песнь «Тихая ночь» звучит по-новому — как гимн сытых и равнодушных европейцев, забывших, что такое подлинная христианская любовь.
Таймкод (Timecode)
Хуанхо Хименес, Испания, 2016; 15 минут
«Как прошла ночь? — Нормально. До завтра! Хорошего дня». Вот и все реплики, которыми обычно обмениваются Луна и Диего — коллеги, почти не пересекающиеся на работе: Луна сторожит парковку днем, Диего — ночью. Просматривая записи камер наблюдения, Луна замечает, что её ночной напарник на дежурстве действует не совсем «по уставу». Так начинается необычный «бесконтактный» роман молодых людей, посредником в котором становится видеокамера.
В коллекции «Таймкода» уже есть «Золотая Пальмовая ветвь» Каннского кинофестиваля, единственная награда, способная конкурировать с «Оскаром» в популярности. Это, действительно, неожиданный фильм, сумевший изобрести новые — оригинальные и эффектные — визуальные «слова» в жанре печальной романтической комедии.