Мультимедиа Арт Музей, Москва | События | Новая глава проекта: «Наша Победа — 75»

Друзья, во вторник, 24 декабря, музей будет закрыт.

Новая глава проекта: «Наша Победа — 75»

11/VI 12:00.

Новая глава проекта: «Наша Победа — 75»

1944 год. Начало освободительных операций

Мультимедиа Арт Музей, Москва в рамках программы «История России в фотографиях» 9 мая начал проект «Наша Победа  75» на портале 9may.russiainphoto.ru. Он продлится до 24 июня, когда в 1945 году в Москве на Красной площади состоялся первый Парад Победы. Каждый четверг на сайте проекта мы открываем новые главы фотолетописи Великой Отечественной войны.  

Новый раздел откроется 11 июня и будет посвящен первой половине 1944 года.  

27 января в Ленинграде прогремел артиллерийский салют в честь окончательного освобождения города от блокады, продлившейся долгие 872 дня. «Когда вечером 27 января я шел по Жуковской, Литейному, Белинского к Марсову полю, то уже чувствовал: происходит что-то грандиозное, момент истории. <…> К Полю стекались сотни людей, по левой стороне стояли десятки орудий, было темно, лишь мерцание синих ламп уличного освещения. И вдруг все взорвалось, рявкнули пушки, тысячи ракет осветили все: и город, и радостные лица»,  вспоминал этот день блокадник Борис Кузнецов. Видеоролик «Снятие блокады Ленинграда», составленный из фотографий Всеволода Тарасевича, Сергея Шиманского, Бориса Кудоярова и Сергея Блохина, позволит увидеть эти события глазами очевидцев.  

Ровно через два месяца, 27 марта, Красная армия подошла к румынской границе. Румыния стала первой европейской страной, на территорию которой вступили советские войска. Разгром немецко-румынской группировки активизировал антигитлеровский патриотический фронт внутри страны. Маршал Антонеску, глава румынского правительства, был арестован. Новое правительство объявило войну Германии. 31 августа Красная армия вошла в Бухарест без боя. Ликующие толпы на улицах города были засняты Евгением Халдеем.

Апрель и май 1944 года  это долгожданное освобождение Крыма. В Крымской наступательной операции, помимо наземных войск, принимали участие Черноморский флот и Азовская флотилия. В ночь с 9 на 10 апреля, при поддержке партизан и подпольщиков, Красная армия взяла штурмом Одессу. Командование отказалось от применения авиации, чтобы сохранить город. Оккупация Одессы продолжалась 907 дней и за это время население города уменьшилось вдвое. Пробуждение города от «кошмарного, всеизнуряющего сна» запечатлели фотографы Георгий Зельма, Дмитрий Бальтерманц и Марк Редькин.   

В апреле Красная армия несколько раз приступала к штурму Севастополя, но потерпела неудачу.  Освободить город удалось лишь в начале мая. Водружение красного флага над Керченским полуостровом, вступление советских войск в Севастополь и Симферополь, сдача в плен остатков немецких и союзных им румынских войск  все эти события запечатлели для нас Евгений Халдей и Валерий Фаминский.  

Однако самую подробную хронику обороны и освобождения Севастополя оставил Владислав Микоша (1909 — 2004), герой нового видеоролика в серии о военных фотографах. «…Только один день был для меня в Севастополе мирным, солнечным, безмятежным, но он прошел. Война пришла с воздуха»,  вспоминал Микоша в книге «Я останавливаю время». Именно в Севастополе для Микоши, с детства мечтавшего стать моряком, началась война. К этому времени у него за плечами уже было обучение на операторском факультете Государственного техникума кино (ныне  ВГИК), кино- и фоторепортажи о разрушении Храма Христа Спасителя, открытии Всесоюзной сельскохозяйственной выставки и спасении челюскинцев. В 1936 году, серьезно увлекшись фотографией, Микоша ушел из кино и стал штатным фотокорреспондентом газеты «Известия». Одним из первых начал заниматься цветной фотографией. Но война вернула Микошу к профессии кинооператора. По приказу Военного совета Черноморского флота он был произведен в ранг военно-морского кинооператора. Первый авианалет на Севастополь застал Микошу на берегу, откуда он наблюдал за воздушным боем и был сбит с ног взрывной волной. «…В первой встрече с грозным, еще неведомым мне событием я выглядел неумелым любителем. Вот так же, наверное, неумело и неуверенно встретили врага наши молодые необстрелянные военные». С этого дня Микоша вел кино- и фотолетопись военного Севастополя, окончив ее 9 мая 1944 года, когда город был окончательно очищен от врага. «Прошло много дней, прежде чем я понял, что меня спасает от страха на передовой, под бомбами, в опасном полете,  мой киноаппарат»,  писал Микоша. Он был не только выдающимся фотографом и кинооператором, но и блистательным публицистом: его репортажи печатались в главной газете Советского Союза  «Правде», спецкором которой он был всю войну. После войны Микоша опубликовал четыре книги воспоминаний и очерков.    

За успехом Красной армии в Крыму последовала Львовско-Сандомирская наступательная операция, в результате которой была освобождена Западная Украина. В этом походе Красную армию сопровождал Аркадий Шайхет, оставивший подробную фотохронику боевых действий.  

Одновременно в рамках крупнейшей военной операции «Багратион» к середине июля была освобождена Белоруссия, значительная часть Литвы и восточные районы Польши. Штурм Вильнюса продолжался неделю. Фотографы Иван Шагин и Петр Клепиков запечатлели город, только что освобожденный от оккупантов.  

В ходе операции «Багратион» фактически была разгромлена немецкая группа армий «Центр».   Чтобы наглядно продемонстрировать достигнутое превосходство над врагом, было решено провести по улицам Москвы немецких военнопленных. К 16 июля 1944 года в Москву прибыло 25 эшелонов с пленными, которых разместили на Ипподроме, стадионе «Динамо» и Ходынском поле. 17 июля они сначала прошли по Ленинградскому шоссе, а затем — по Садовому кольцу вокруг центра столицы.  Шествие получило название «Парад побежденных».  

Подробный фоторепортаж об этом событии оставил Евгений Умнов (1919 — 1975), которому посвящен отдельный видеосюжет. Его отец был репрессирован и расстрелян в 1929 году. Воспитанием мальчика занималась семья матери, Зинаиды Мальцевой. В юности она брала уроки живописи у художника Константина Юона. Полученные навыки очень пригодились, когда она, помогая сыну, выполняла виртуозную ретушь его негативов. К началу войны Умнов был студентом архитектурного факультета Московского строительного института и в 1941 году вместе с институтом отправился в эвакуацию в Новосибирск. Учебу он совмещал с работой фотокорреспондентом в местной газете «Советская Сибирь». Вернувшись в 1943 году в Москву, Умнов решил полностью посвятить себя фотоискусству. Его снимки печатались в бюллетене ВОКС — Всесоюзного общества культурной связи с заграницей  и в знаменитом журнале «СССР на стройке».  

Умнов не был фронтовым фотографом, но оставил три ценнейших фоторепортажа военного времени. За месяц до «Парада побежденных», в июне 1944 года, он побывал в Сталинграде и сделал репортаж о восстановлении разрушенного фашистами города. 24 июня 1945 года Умнов снимет Парад Победы на Красной площади. 

_____________________________________________________________________________ 

На сайте 9may.russiainphoto.ru уже открыты пять глав: «1945. Победа», «Первые дни войны», «1941. Начало войны», «1942. Мобилизация всех сил» и «1943. Год перелома». Следите за обновлениями сайта каждый четверг, впереди 3 главы, последняя из которых будет доступна с 24 июня. Всего в проекте 75 видеороликов на основе фотографий, 25 фотовыставок, ролики, посвященные военным фотографам, видеоролики на основе кинохроники военных лет, а также фотовыставки на основе семейных архивов, присланных пользователями на сайт «История России в фотографиях». 

Особая часть проекта «Наша Победа — 75» — поиск утраченных имен военных фотографов и восстановление их биографий на странице warphotographers.russiainphoto.ru. В наших архивах есть снимки, авторы которых пока не установлены. Есть авторы, о которых неизвестно ничего, кроме имени и фамилии. Каждый зритель сможет помочь в установлении автора фотографии, а также сможет добавить факты, помогающие восстановить биографии фотографов. Если у вас есть информация, присылайте ее на почту 9may@russiainphoto.ru. Совместными усилиями мы сможем вернуть из забвения имена тех, кто внес вклад в фотолетопись Великой Отечественной войны. 

Расскажите друзьям