образовательный проект11/XI 19:00. Лекторий
Мультимедиа Арт Музей, Москва | МАММ | представляет цикл лекций одного из главных российских художественных критиков Ирины Кулик «Хонтологии, утопии, дистопии в искусстве XX–XXI веков».
В мае этого года, в разгар пандемии, во французской газете «Le Monde» появилось письмо, подписанное двумя сотнями ученых, интеллектуалов, артистов, призывающее человечество отказаться от стремления вернуться к привычному, но губительному обществу потребления, и задуматься о том, что раз уж перемены неизбежны, не могут ли они стать переменами к лучшему.
Вымышленная архитектура и «панельки»
Работающие в жанре «вымышленной архитектуры» художники — бельгиец Филип Дюжарен, испанец Виктор Энрих, канадец Карл Циммерман и многие другие — наследуют традиции архитектурной утопии. Но придуманные ими города и строения не обращены в будущее, где они однажды смогут быть построенными. Напротив, художники доводят до абсурда идеи архитектурного модернизма, как в его радикальных, так и банализированных формах, сомневаясь в амбициях архитектуры рационализировать нашу среду обитания. Не менее дистопической может предстать и реальная архитектура российских «спальных районов» в фотографических исследованиях Александра Гронского или живописных полотнах Павла Отдельнова.
Лекционный курс «Хонтологии, утопии, дистопии в искусстве XX–XXI веков» исследует произведения признанных мастеров мирового и российского современного искусства, кинематограф и музыку, телевизионные сериалы и интернет-паблики. На первых лекциях курса речь пойдет о «хонтологии». Неологизм «hauntology» был предложен философом Жаком Деррида в книге «Призраки Маркса», а благодаря современным английским мыслителям и музыкальным критикам Марку Фишеру и Саймону Рейнолдсу превратился в один из векторов современной культуры, утратившей перспективу будущего как возможной смены общественного строя и одержимой меланхолией по устаревшим утопиям. Слово «хонтология» прижилось в качестве названия одного из направлений современной электронной музыки, но не менее интересно применить этот термин к современному искусству, где руины модернисткой архитектуры, утративших свою актуальность идеологий или канувших в небытие медиа, исследуют художники, принадлежащие к разным поколениям и культурам — в том числе и пережившие крах коммунистической идеи по другую сторону «железного занавеса» — в бывшем СССР, Польше, Китае.
Стоимость билета — 500 руб.
Стоимость абонемента — 1600 руб.
Абонемент на 4 лекций И.Кулик