Лекция Ирины Кулик «Прекраснее Ники Самофракийской. Иконы скорости и прогресса в искусстве ХХ в.»
В 1908 году Филиппо Томмазо Маринетти, не справившись с управлением своего автомобиля, слетел с дороги и оказался в сточной канаве. Другого авария могла напугать, но Маринетти почувствовал в ней дух времени, тотальное превосходство железа над человеком, и использовал этот опыт при создании нового направления — футуризма.
«Мы намерены воспеть любовь к опасности, привычку к энергии и бесстрашию. Мы утверждаем, что великолепие мира обогатилось новой красотой — красотой скорости. Гоночная машина, капот которой, как огнедышащие змеи, украшают большие трубы; ревущая машина, мотор которой работает как на крупной картечи, — они прекраснее, чем статуя Ники Самофракийской», — напишет он несколько месяцев спустя в манифесте футуризма.
Более полувека спустя, в 1970 г., английский писатель-фантаст Джеймс Баллард откроет в Лондоне выставку разбитых автомобилей — автор романа «Автокатастрофа» увидел в них воплощение Эроса и Танатоса современной цивилизации. Дистопическая выставка Балларда знаменует начало 1970-х, новой эпохи, стремящейся уже не передать скорость, но замедлить время, чтобы рассмотреть саму природу длительности. Именно тогда появляется термин «time-based art», обычно относящийся к видео, но также и к перформансу и даже к кино.
Не только фильмы Тарковского, но и жанровое кино в 1970-е годы замедляется — ибо к чему стремиться в мире, у которого, как провозгласят в конце 70-х панки, нет будущего? На новой лекции Ирины Кулик мы узнаем, как на протяжении ХХ века менялось восприятие времени и в какой момент скорость и прогресс из утопии превратились в дистопию?