Лекция Ирины Кулик «Беглецы и отшельники: утопия на одного»
В 2017 году художник Абрахам Пуаншеваль провел 7 дней внутри двенадцатитонного булыжника – в камне была выдолблена полость точно по размеру тела. После освобождения он сравнил этот опыт с ощущениями астронавта, путешествующего по бескрайней вселенной, не покидая крошечной капсулы корабля. Пуаншеваль – самый яркий современный представитель так называемого Endurance Art (искусства выносливости). Это направление современного искусства может посоперничать с подвигами факиров и иллюзионистов, но его также можно сравнить с практиками религиозной аскезы. Художники выбирают путь отшельничества, превращая его в своего рода индивидуальную утопию. В 1990-х художник Абсалон прославился камерами-кельями – нечто среднее между кельями и барокамерами. Они были сделаны по меркам его тела, чтобы превращать любой город в пустыню отшельника или необитаемый остров Робинзона Крузо, ведь робинзонада, история побега и заключения одновременно, так же является своего рода утопией, возможностью выстроить с нуля более гармоничные отношения с миром и собой.