Концерт20/IX 21:00. МАММ ул. Остоженка, 16
20 сентября в МАММ состоится концерт и премьера экспериментального фильма rosemary loves a blackberry — аудиовизуального проекта московской художницы и музыканта, выпускницы Школы Родченко Дианы Буркот. До сольного проекта Диана была известна как барабанщица культовой индастриал группы Fanny Kaplan и участница саунд-арт-(нойз)-группы Pripoy.
Перед выступлением — public talk с героями и авторами фильма.
После — dj-сет Даши Уточки aka Dj Aktu.
9 августа 2018 года в рамках серии вечеров «Голос как стратегия» в музее Garage состоялась презентация альбома rosemary loves a blackberry «Snowfake». Также на мероприятии впервые были представлены 3 новеллы из цикла в качестве видео-инсталляции. 20-го сентября вы сможете увидеть продолжение этой работы в форме экспериментального кино и концертного сопровождения.
Проект, представленный 20 сентября (не имеет названия) является открытой (свободно пополняемая без временных и других ограничений) серией новелл в соавторстве с оператором всех видео Екатериной Фроловой и героями новелл, объединенная действующим анимизмическим персонажем — свекольным отваром.
Каждая новелла посвящена травматическому опыту главного персонажа, но также может быть результатом исследования по заданной теме или художественным вымыслом. Истории и персонажи могут быть реальными или вымышленными. Суть повествования может быть утрирована и доведена до максимального преувеличения ради художественного высказывания или нести документальный характер.
Свекольный отвар является одним из главных действующих персонажей в каждой истории. Отвар готовится специально к каждому акту и имеет прямую отсылку к женским практикам и феминистскому искусству.
Приготовление отвара также является частью ритуальной, обрядной практики проекта — условно, во время приготовления отвара, он «наделяется силой» и/или другими важными свойствами, которые трансмутируют в зависимости от истории. Отвар может иметь функцию наполнения «соками жизни», или играть роль внешнего агрессора.
Буркот Диана — автор идеи проекта, монтаж видео, написание музыкально-звуковой части, концептуализация, технические вопросы:
Идея создать проект, условно, в стиле джалло давно назревала. Около 5 лет назад я сделала свои первые шаги в этом направлении — было отснято около 5 тестов, с разным подходом и людьми, но каждый раз результат не удовлетворял меня, поэтому, я оставила эту затею на несколько лет, и вернулась к ней летом 2018 года.
Для меня джалло, это в первую очередь классика в лице режиссёра Дарио Ардженто. Ещё лет в 16 я пересмотрела все его фильмы. Так же, визуальным референсом служит фильм «Что ни день, то неприятности» режиссёра Клер Дени. В какой-то момент, я обратила особое внимание на фильм Синдром Стендаля — это психологическое расстройство, когда человек находится под воздействием произведений изобразительного искусства, поэтому нередко синдром возникает в месте их сосредоточения — музеях, картинных галереях. Главную роль в нём сыграла Азия Ардженто, дочь режиссёра. Это не единственный фильм с её участием в фильмах Дарио. Её персона заинтересовала меня, я узнала, что она тоже снимает фильмы и интересная личность.
Изначально, музыкально я ориентировалась на заглавную тему саундтрека Гоблина (Goblin) к фильму Suspiria того же Дарио Ардженто. Но с развитием проекта, музыкальное разнообразие расспространялось на совершенно разные стили музыки. И если в начале я исходила от формы музыкального видео с определенной музыкой, нельзя сказать развлекательного характера, но ближе к песеной форме, сейчас музыкальная составляющая является скорее саундтреком к видео.
Так, трек «love you, Asia Aria Anna Maria Vittoria Rossa» был отправной точкой в музыкальном изложении и был написан в честь Азии, это её полное имя. Она как собирательный женский образ сильных удивительных женщин, идущих какой-то своей особенной тропинкой жизни.
Это не игровое кино, скорее перформативная практика с элементами арт- терапии — персонажи проживают свои личные истории через некий обряд.
Например, в истории Тали Чертополох раскрывается один из угнетающих её недугом — состоянием, когда не чувствуешь якорей, как если делаешь шаг, но не чувствуешь почвы под ногами и проваливаешься.В видео она источает «соки жизни» — жидкость красного оттенка (свекольный отвар) в землю, тем самым заземляясь. Моет траву и землю, песок, «причащаясь» к природе.
Мытьё — это достаточно доступный феминный культурный код, женское искусство легко распознать по таким приёмам как вышивание, например. В конце видео мы видим, как Таля «вымывает тропинку, свой жизненный путь».
Или, например, история Анастасии Гвоздевой о страхе, который, скорее всего, испытывала каждая девушка — оказаться в неловкой ситуации в менструальный период. О навязчивом страхе испытать стыд, оказавшись не подготовленной/застигнутой врасплох при свидетелях.
Отвар я готовлю исключительно самостоятельно в домашних условиях, это мой выбор как средства коммуникации с героями новелл.
Фролова Екатерина — соавтор проекта, клинический психолог и оператор:
Герои новелл воспринимаются мной как тысячелетий герой, проживающий миф великой трансформации множеством разнообразных способов.
Приходит ли герой в проект с запросом о проработке травматического опыта, с желание высказать свою жгучую мысль или прожить актуальное состояние, с надеждой просто быть увиденным и отражённым зеркалом камеры, его намерение становится платой за вход в некое созданное сакральное пространство художественного высказывания.
Согласно алхимической теории, любой неблагородный металл при добавлении некоей красной жидкости превращался в золото.
Моя способность отразить и записать всё происходящее в этом пространстве трансформации создаёт образ герметичного сосуда, в котором действия происходят, но время остановилось. Это капсула времени, в котором разыгрывается момент преображения героя, приобретения им нового качества, увеличение осознанности и созвучия с актом творения, путём взаимодействия с неоднозначной субстанцией, наделённой некими характеристиками.
Если внимательно наблюдать течение красной жидкости из новеллы в новеллу вы сможете распознать её процессы становления самостоятельным персонажем, её созревание, умение совмещать в себе противоположные черты, то пассивно поддерживая героя в монотонности проживания, то беспощадно хлестая его, провоцируя на разнообразные эмоциональные отклики.
Можно ли говорить о красной жидкости, как о Живой Воде? Как о Крови? Или стоит говорить о её изначальной нейтральности? И о нашей способности проецировать на нейтральное внешнее черты, которые мы не желаем признавать в самих себе?
Кого отвар очистил, а кого замарал? Кого преобразил в золото, кого сделал рабом? Никто не вышел прежним.
Я чувствую, как мы крепко держась за руки становимся свидетелями и проводниками чего-то большего, чем материя, что-то еле уловимое и поразительно сложное в своей простоте и красоте прорывается в этот мир. И если вы позволите себе быть предельно тонко чувствующим, доверчиво следующим и безоружным, вы станете частью этого круга и также начнёте видеть, прежде не видимое глазу, какую-то историю за всеми этими историями, объединяющую их, собирающую наши жизни в единый узор.
Работа № 1 (Таля Чертаполох)
Комментарий Тали Чертополох:
Под ногами мокрая тугая трава, я — тоже трава, блуждающая по полю. Дерево без корней, питающееся кровью. Я жадные до сладкого муравьи. Я птицы, которые кричат. Я небо, которое просто есть. И я чувствую землю под своими ногами. Надежную, приятно прохладную, мокрую. Она больше не исчезает. Кровь пульсирует во мне, кровь пульсирует в каждой веточке. Мир вывернут наизнанку, а я знаю, как о нем позаботиться. Бесконечное падение в темноте сменилось укоренением, прорастанием в рыхлую ткань земли, полную крови, жизни и смерти.
Работа № 2 (Анна Юдакова)
Комментарий Ани Юдаковой:
Этим летом в моей жизни произошло очень горькое событие, связанное с моей семьей. После чего я впала в состояние ужаса, кошмарного одиночества. Я написала пост в фейсбуке об этом, куда излила всю свою боль, чтобы разделить ее с теми людьми кто испытывает что-то похожее. Некоторое время спустя мне написала Катя, которая была впечатлена моей историей боли и выхода из неё, и предложила поучаствовать в проекте Дианы.
И мы отправились на верховье Москвы реки около Рузы, где я провела самое раннее детство, на даче у тёти. Раньше это была деревня в 5 домов, на берегу реки. Мы (моя сестра и 3 брата) были предоставлены сами себе и за нами почти никто не следил, когда мы уходили за калитку. Это было настоящее дикое слияние с природой, лес как дом, поле подсолнухов — бесконечный лабиринт, в котором утопаешь с головой, стрекозы, водомерки, темное гладкое течение быстрой чистой реки, подвесной мост, дуб посреди поля, и не было больше ничего, мыслей о том что будет завтра, каких-то проблем и душевных ран. Было чистое дикое счастье. Время ушло, всё поменялось и вот спустя почти 30 лет я вернулась сюда, где было пущено начало моей жизни, чтобы прожить боль которую я испытываю сейчас, в том месте, которое когда-то дало мне силу.
История № 3 (Анастасия Гвоздева)
Комментарий Анастасии Гвоздевой:
На данный момент в доминирующей культуре есть определенные навязываемые мировоззренческие модели поведения, местами вредные, они, например, заставляют стыдится девушек своей физиологичности. Необходимость поддержания образа принцессы и вечно приятно пахнущего, красивого существа заставляет нас отрицать естественные процессы человеческого организма. Но почему? Почему девушки испытывают чувство неловкости за естественные процессы своего тела? Кровь есть у каждого из нас, мы можем порезать палец или как-то иначе спровоцировать кровотечение, но никому за это не стыдно же.
Работа № 4 (Кирилл Машенко)
Комментарий Кирилла Машенко:
Свёкла
свЁ клА
Бурак
Вырубка деревьев
без документов
Мои руки в крови
Постановление
дерево не представляет научной и экологической ценности
Гражданская беспомощность
Я гражданин своей страны
Я гражданин мира
Гражданская позИция
ПозициЯ
Писать от первого лица
Я.
Я не
Я знаю что творю, когда свершаю преступленья -
я жажду зла и только зла.
Аналогия с отсутствием власти и искусственным её наделением таковой
Я политически беспомощен
Щна
Давний член
Ну, где же вы
дырявые цыганЫ
тупые глаза
интересы молодёжи стариковстарух
на фоне политики
Поднимемся за счёт протеста.
проникает в мозг среднестатистического беларуса
Руса
политическая эстетика смерти
Мой народ мёртв
Твой народ жив.
Я уже не могу, блять
Просто блять не могу
Тупой пиздабол
Тупая пизда
Люди верят своему королю, но пока в суде применяют пытки вопреки здравому смыслу мы не позволим богачам нарушить неприкосновенность храма
Активизм
В омут с головой
Агрессия
Молодость
Желание все изменить
Добиться справедливости
Апатия
Стадии осознания неизлечимой болезни
Отрицание
...
Принятие
Столкновение интересов индивида и общества
Чувство вины и инициатива
Мотивация, победа неудачника,
Поиск идентичности
Мужчина показывает копию себя
Ничего, что у меня нет хлеба
ВАСНИГДЕНЕТ
Возрастное ограничение: 18+