кино30/IX 12:30. Кинозал
Международной кинофестиваль аудиовизуальной антропологии «Дни этнографического кино» предлагает зрителям окунуться в захватывающий мир этнографических исследований. Этнографического кино — это фильмы, созданные профессиональными исследователями и режиссерами, и в современном глобализирующемся мире они становятся чрезвычайно актуальны. Они рассказывают о народах и этносах, ритуалах и верованиях, традициях и различных формах материального и нематериального наследия. Сегодня география и тематика этнографических фильмов предельно широка и разнообразна и уже давно вышла за рамки фиксации лишь экзотических культур: жизнь городов и мегаполисов, антропология власти, антропология труда и профессий, мировые глобальные процессы, неизбежно трансформирующие социокультурную среду, — вот перечень лишь немногих тем, которыми занимается аудиовизуальная антропология.
В рамках Четвертого Международного кинофестиваля аудиовизуальной антропологии «Дни этнографического кино» состоятся показы в рамках общей и специальной программ. Специальная программа «Антропология труда» репрезентирует различные сферы трудовой деятельности, от традиционных ремесел и промыслов до современных форм труда. Еще одна специальная программа — «Народная традиция в современном мире» — демонстрирует красочные примеры адаптации традиций к условиям меняющейся социокультурной среды.
Программа на 28.09 (пт), 29.09 (сб) и 30.09 (вс).
12:30 — 14:00. Специальная программа
«Антропология труда»
Продолжения не будет
Македония, 2010, 24’
Режиссер: Владимир Бочев
Сегодня ремесла начала ХХ века можно найти только в одном месте. Традиционные ремесла особенность старого города Битола.
Он готовит сам
Бельгия, 2011, 65’
Режиссеры: Валерии Берто и Филипп Витьес
В Золотом Храме в Амритсаре сотни добровольцев готовят 100 000 бесплатных обедов каждый день. Спонтанный танец множества рук раскрывает суть и атмосферу этого удивительного места.
14:00 — 15:00 перерыв на обед
15:00 — 18:00. Специальная программа
«Антропология труда»
Человек-машина
Испания, 2011, 14’
Режиссеры: Рохер Корелья, Альфонсо Морал
Дакка, Бангладеш. Босые женщины собирают уголь. Мальчики производить 18000 кирпичей в день. Человек весом 50 кг передвигает 100 килограммовые мешки. Дети сортируют пластиковые бутылки в течение 12 часов каждый день. Мужчины вытаскивают ржавые обломки из загрязненной реки. Когда они говорят о работе, которая разрушает их здоровье, а в Европе она считается просто бесчеловечной, они говорят: «Я чувствую себя, как машина». Несмотря на множество современных машин доступных в 21 веке, этот фильм показывает людей, которые по-прежнему выполнять непосильную и часто опасную работу вручную.
Де Хёйсман — об интуиции, подлинности и мастерстве
Нидерланды, 2011, 88’
Режиссер: Венди ван Вильгенбург
Область ветряных мельниц. Группа энергичных энтузиастов. Молодые, пылкие мастера. Этот фильм повествует о полной реконструкции Де Хёйсман, одной из лучших мельниц Заансе-Сханс. Она прославилась горчицей, которую производят здесь много лет. Этот документальный фильм показывает процесс реконструкции в течение полугода — начиная с рождения первых утят весной, через летний жар и до зимнего снега. Мы смотрим через плечо плотников, когда они стучат молотками и пилят. Между заинтересованными сторонами разворачиваются технические проблемы и разногласия. Весь процесс создает уникальный документальный фильм, который отдает дань уважения традиционному мастерству и предлагает критический взгляд на восстановление культурного наследия.
Встреча с режиссером Венди ван Вильгенбург (Нидерланды)
Венди ван Вильгенбург создает короткометражки для выставок в музее, аудиовизуальные проекты в сотрудничестве с художниками и любит снимать документальные фильмы про ремесла. Она — дипломированный культурный и визуальный антрополог, руководила исследованиями на Филиппинах, в Гватемале и Непале, одновременно работая над фильмами. Она проводит семинары по созданиию фильмов в Нидерландах и Испании. Вместе с Метье Постма и Эдди Аппелс она основала Синебленд, ежемесячное мероприятие с ужином, показом фильма и обсуждениями в Королевском Тропическим Институте в Амстердаме. Сейчас Синебленд создается при помощи группы заинтересованных в этом визуальных антропологов.
Возвращение в Брук: Фенланд, 40 лет спустя
Франция, 2011, 55’
Режиссер: Колетт Пийо
Сорок лет спустя после производства Фенланд (Ле Брук) в 1972 начинаются съемки нового фильма. Через образы и слова «Возващение в Брук» вступает в диалог местными жителями, показывает как они сталкиваются с изменения в экологии, развитии и как отдых и другая деятельность приводят к изменениям в их жизни.
18:00 — 18:30 перерыв
18:30 — 21:00. Общая программа
Спорт и мир
США, 2012, 35’9’’
Режиссеры: Семён Пинхасов, Элизабет Пинхасов
Еврейское и арабское население в Израиле и на палестинских территориях, пытаются найти путь к мирному сосуществованию. Они выбирают спорт как инструмент для сотрудничества. Герои этого документального фильма простые люди, молодые и старые, здоровые телом и инвалиды, иммигранты и местные жители, связанные друг с другом надеждой обрести мир.
Встреча с режиссером Элизабет Пинхасов (США)
Сюгэндо сегодня
Канада, Япония, 2011, 88’
Режиссер: Жан-Марк Абела
Как можно интегрировать уроки, данные природой в повседневную жизнь?
Этот документальный фильм является путешествием к мистическим практикам японского аскетизм. В Сюгэндо (способ приобретения силы), практикуется выполнение ритуальных действий заимствованных от шаманизма, синтоизма, даосизма и тантрического буддизма. Сюгэндо стремятся обрести эмпирическую истину учения во время трудного восхождения в священных горах.
Организаторы:
Российский институт культурологии
Российский научно-исследовательский институт культурного и природного наследия им. Д. С. Лихачева
Всероссийский государственный университет кинематографии им. С.А.Герасимова
Научно-исследовательский институт киноискусства
Национальная ассоциация аудиовизуальных архивов
при поддержке:
Государственного центрального музея кино, Политехнического музея, Мультимедиа Арт Музея, Москва
при участии:
кафедры ЮНЕСКО по компаративным исследованиям духовных традиций, специфики их культур и межрелигиозному диалогу