кино28/IX 12:30. Кинозал
Международной кинофестиваль аудиовизуальной антропологии «Дни этнографического кино» предлагает зрителям окунуться в захватывающий мир этнографических исследований. Этнографического кино — это фильмы, созданные профессиональными исследователями и режиссерами, и в современном глобализирующемся мире они становятся чрезвычайно актуальны. Они рассказывают о народах и этносах, ритуалах и верованиях, традициях и различных формах материального и нематериального наследия. Сегодня география и тематика этнографических фильмов предельно широка и разнообразна и уже давно вышла за рамки фиксации лишь экзотических культур: жизнь городов и мегаполисов, антропология власти, антропология труда и профессий, мировые глобальные процессы, неизбежно трансформирующие социокультурную среду, — вот перечень лишь немногих тем, которыми занимается аудиовизуальная антропология.
В рамках Четвертого Международного кинофестиваля аудиовизуальной антропологии «Дни этнографического кино» состоятся показы в рамках общей и специальной программ. Специальная программа «Антропология труда» репрезентирует различные сферы трудовой деятельности, от традиционных ремесел и промыслов до современных форм труда. Еще одна специальная программа — «Народная традиция в современном мире» — демонстрирует красочные примеры адаптации традиций к условиям меняющейся социокультурной среды.
Программа на 28.09 (пт), 29.09 (сб) и 30.09 (вс).
12:30 — 14:00. Общая программа
Мечта шамана
Испания, 2011, 16’
Режиссер: Инмакулада де ла Калье
Два взгляда на мир. Взгляд доисторического человека вид (шамана) и человека настоящего (научный). У них разные отношения с природой, однако есть много общего. Когда мы меняем наши ментальные схемы и видим мир, разделенный на реальность и мечты, это изменяет наше восприятие реальности.
Детство, сожженное войной
Норвегия, 2011, 26’
Режиссер: Оксана Васильчикова
Детство сожженное войной исследует воспоминания людей о войне, которые пережили Втору Мировую войну (Великую Отечественную войну) будучи детьми, в разный частях Советского Союза. Фильм снят в Архангельске, Северо-Западе России, где Галина и Слава Лебедевы основали организацию под названием «Дети сожженные войной».
Катсхаге (Caetshage)
Нидерланды, 2011, 45’
Режиссеры: Лотте ван Ленгуд и Мария Колосса
В самом сердце жилых районов Калемборга, Нидерланды находиться ферма Катсхаге. Начиная с 2008 года фермеры Тодд и Боудин выращивают тут экологически чистые овощи. Расфасовывая овощи по пакетам через фермерский магазин они продают свои продукты жителям Катсхаге. Три месяца Мариа и Лоте работали и снимали свой фильм на ферме.
14:00 — 15:00 перерыв на обед
15:00 — 18:30. Общая программа
Баня
Россия, 2012, 60’
Режиссер: Раиса Ерназарова
В деревне Верх-Сузун 200 дворов. Много пенсионеров и детишек, которых матери не смогли забрать с собой в город. Вокруг леса, поля до горизонта, а работать в совхозе некому — кто спился, кто уехал. Было в совхозе деревни Верх- Сузун двое работящих парней и оба уволились, допекли их деревенские капиталисты, они же — руководители совхозные. Ушли парни искать заработок. Один из них — это Юрий Манылов — Мастер, золотые руки. Он нанялся рубить баню соседке...
Вечное движение
Россия, 2012, 59’27’’
Режиссер: Раиса Ерназарова
«Нас интересовали молодые физики прославленного Академгородка, опыт которых востребован на мощнейших коллайдерах мира. Николай Мучной, доктор физико-математических наук, старший научный сотрудник Института ядерной физики СОРАН. Кадры хроники запечатлели нашего героя и в Новосибирске, и в Пекине, в Институте физики высоких энергий Китайской Академии наук, где идут совместные работы китайских, американских и российских специалистов. А какие они в жизни, какие они люди — молодые ученые физики? Вот об этом и рассказывает наш фильм».
Встреча с режиссером Раисой Ерназаровой (Россия, Новосибирск).
Раиса Мулдашевна Ерназарова — кинорежиссер, заслуженный работник культуры РФ. Автор сценариев, киноповестей и пьес. Сняла более 60 документальных фильмов. Почетный профессор кафедры ЮНЕСКО НГУ, член Союза кинематографистов России, заведует отделом визуальных информационных технологий ЦНИТ Новосибирского государственного университета; является директором Центра визуальных исследований культур народов Сибири (Визуальной Антропологии) международной кафедры ЮНЕСКО\НГУ.
Специальная программа
«Народная традиция в современном мире»
Последний канатоходец в Армении
Армения, 2010, 72’
Режиссеры: Арман Ерицян, Инна Саакян
Фильм рассказывает историю двоих (Жора—78 лет и Князь—77 лет) известных канатоходцах Армении. Сегодня они единственные мастера, которые еще могут сохранить это искусство от вызовов современного общества. Бывшие соперники сегодня вместе надеются, что единственный ученик-канатоходец продолжит их искусство. Семнадцатилетний Овсеп, которого усыновил Жора, должен решить — станет ли он тем самым последним канатоходцем в обшестве, которое отвергло как его, так и искусство канатоходства вообще. И сейчас, после смерти его учителя Жоры, Овсепу еще труднее принять решение...
18:30 — 19:00 перерыв
«Народная традиция в современном мире»
Ятсилан (Jathilan): транс и одержимость на Яве
США, 2011, 27’
Режиссер: Роберт Лемельсон
Практикуется на Яве на протяжении столетий; Ятсилан — это народный танец, в котором используются власть музыки и танца, что бы направлять мощные, а иногда и страшные силы. Этот фильм включает выступления и интервью с танцорами и духовными лидерами.
Когда духи гонят своих лошадей
Япония, 2012, 28’
Режиссер: Ицуши Кавасе
Зар — это культ, который широко распространен в Восточной Африке и на Ближнем Востоке. В Гондаре (Эфиопия) одержимое духом Зар тело называется «лошадью Зар». Имеется в виду, что дух управляет телом медиума. Пространство для ритуала «разогревают» танцами, музыкой и различными запахами для пробуждения силы духа. Одержимость производится почти всецело на чувственном уровне.В фильме представлена одна дама, которая посвящает свою жизнь духу Зар. Она исследует сенсорную особенность взаимодействия с различными духами, включая Сейфу Ченжера, который считается одним из самых сильных духов в регионе.
Боги и короли
Гватемала/США, 2012, 90’
Режиссер: Робин Блотник
На фестивале в сонном городке, расположенном в горах Гватемалы, традиции постепенно разрушаются под натиском американской культуры. Традиционные персонажи, которые были популярны на маскарадах на протяжении многих лет, такие как, например, боги Майя, теперь конкурируют с монстрами из фильмов ужасов и диктаторами холодной войны. Этот феномен связан со странной историей, связывающей Гватемалу и США. Это связь волшебства с поп-культурой, религии и пародийного развлечения.
Организаторы:
Российский институт культурологии
Российский научно-исследовательский институт культурного и природного наследия им. Д. С. Лихачева
Всероссийский государственный университет кинематографии им. С.А.Герасимова
Научно-исследовательский институт киноискусства
Национальная ассоциация аудиовизуальных архивов
при поддержке:
Государственного центрального музея кино, Политехнического музея, Мультимедиа Арт Музея, Москва
при участии:
кафедры ЮНЕСКО по компаративным исследованиям духовных традиций, специфики их культур и межрелигиозному диалогу